Симпатию можно вызвать тысячами разных способов; кроме того, некоторые факторы, располагающие нас к человеку, действуют на уровне подсознания. Опыт показывает, что пытаться противодействовать такому влиянию очень трудно. Поэтому набор защитных средств должен быть простым и универсальным. Если вы вдруг замечаете, что «полюбили» рекламного агента (продавца, возможного партнера по бизнесу и т. д.) слишком быстро, тогда стоит бить тревогу.
Проще говоря, если вам кажется, что человек с вами слишком любезен, хвалит ваш вкус, ваш выбор, вас самих и т. д., задайте себе логичный вопрос: «А что ему от меня нужно?» Чаще всего намерение собеседника очевидно, просто вы этого не заметили, поддавшись влиянию комплиментов и его личного обаяния. Если вы общаетесь с агентом по недвижимости, помните, вы покупаете не его самого, а квартиру или дом. Мысленно отделите собеседника от предмета разговора. Так вы сможете более объективно оценить его аргументы.
Авторитетные психологи (Р. Чалдини, К. Дуглас, С. Нейберг) настоятельно рекомендуют каждому человеку научиться осторожнее относиться к улыбке па лице собеседника — особенно в тех случаях, когда он явно хочет что-то от вас получить. Люди далеко не всегда способны манипулировать выражением своего лица, не создавая при этом ощущения фальши и неискренности. Исследователи давно обнаружили, что фальшивая улыбка по многим параметрам отличается от искренней, выражающей удовольствие. Улыбка удовольствия включает движения двух основных групп лицевых мышц: главные скуловые мышцы поднимают уголки губ к скулам, в то время как кольцевые глазные мышцы сужают глаза, образуя вокруг них «морщинки». Кажется, легко сымитировать, но это не так. Дело в том, что мы, довольно сносно управляя скуловыми мышцами, далеко не всегда умеем произвольно сокращать кольцевые глазные мышцы. Эти мышцы плохо поддаются сознательному контролю. Поэтому фальшивую улыбку часто можно распознать по отсутствию характерных «морщинок» вокруг глаз. Кроме того, фальшивая улыбка обычно бывает менее симметричной, чем естественная. Да и длится она, как правило, дольше.
Вообще же очень полезно знание языка жестов и поз. Дело в том, что, в отличие от речи и мимики, мы не контролируем свою жестикуляцию и принимаемые позы. По утверждению Э. Шострома, «тело человека никогда не лжет, хотя его слова и могут быть лживыми». Знающий язык жестов и поз «читает» собеседника, получая дополнительную информацию.
Следует прежде всего научиться распознавать наиболее значимые положительные и отрицательные эмоции. Они, по наблюдению Шейнова, обычно ассоциируются с мимикой следующим образом:
Естественно, глупо было бы с подозрением относиться к любому приятному человеку. Встречаются люди, к которым мы испытываем симпатию с первого момента знакомства, — и совсем не потому, что они нас хвалят. В таком случае вполне возможно, что перед вами просто «ваш» человек. Не надо подозревать его в меркантильности и устраивать всяческие проверки и провокации. Они могут только все испортить.
Культовым и стал и книги Эверетта Шострома «Анти-Карнеги» и «Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации». В дальнейшем мы будем обращаться в своей книге к этим работам Шострома.