Принцип взаимного обмена
Правило взаимного обмена — одно из древнейших могущественных орудий влияния, когда-либо Сутеев гвовавших в человеческом обществе. Это удивитель- по простое и эффективное правило сводится к следующему: если тебе что-то дали, ты в свою очередь должен отдать что-то взамен. Если человек оказывает вам любезность, вам следует ответить ему тем же; если вам дарят подарок надень рождения, вы должны не забыть поздравить дарителя с его днем рождения, и т.д. Таким образом, правило взаимного обмена гарантирует вам своего рода вознаграждение за любезность, подарки, приглашения и т. п.
Признательность настолько часто сопутствует получению подобных знаков внимания, что словосочетание «премного обязан» во многих языках превратилось в синоним «спасибо».
Многие социологи и антропологи полагают, что именно ориентация на будущее вознаграждение, основанная на принципе взаимного обмена, сыграла огромную роль в превращении человека из обезьяны-оди- ночки в существо общественное, объединив наших предков в группы с разделением прав и обязанностей.
Сила признательности
С самого раннего детства нас учат жить в соответствии с правилом взаимного обмена. Вспомните, как мы обычно отзываемся о людях, не следующих этому правилу: «попрошайка», «неблагодарный», «необязательный». К людям, не платящим по долгам, в обществе относятся крайне негативно, поэтому мы делаем все, чтобы избежать «позора». Именно эту боязнь человека показаться неблагодарным и невоспитанным можно использовать для оказания влияния на него.
Предс тавьте, что вы студент. Вы не выполнили лабораторную работу и хотите попросить о помощи своего умного однокурсника, однако знаете, что он не испытывает к вам особой симпатии. Что делать?
Попробуйте принести ему чашку его любимого зеленого чая и плитку горького шоколада (вариант: бутылку конопляного пива и упаковку «Принглз») со словами: «Что-то у тебя усталый вид, я решил, что тебе не помешала бы чашка чая (бутылочка нива)». Только действовать нужно аккуратно, как можно искреннее играя свою роль. Неискусный старатель своими навязчивыми услугами может испортить отношения, вместо того чтобы добиться желаемой реакции. Итак, вы оказали вроде бы ни к чему не обязывающую услугу. Однокурсник даже может отдать вам деньги за принесенные яства, однако он почувствует себя обязанным по отношению к вам: вы же позаботились о нем, проявили внимание. Теперь даже спустя какое-то время вы можете просить его о помощи — скорее всего, он не сможет вам отказать. При этом неважно, насколько вы ему нравитесь или не нравитесь. Вы обязали человека, и он должен «вернуть вам долг».
Конечно, пример утрирован. Не так просто подменить добрые чувства корыстными устремлениями, чтобы объект не заметил подмены. Особенно если манипулировать без фантазии. Тем не менее механизм работает! Но при «запуске» важно не испортить эффект.
Если вы изощренны, как Макиавелли, если манипулировать для вас что дышать, если вы холодным умом рассчитаете все реакции вашей жертвы — тогда ничто не помешает вам заранее узнать, что любит ваш объект манипуляции, подстроить ситуацию так, чтобы у вас как бы случайно оказался любимый (или необходимый) предмет (не обязательно зеленый чай или пиво). Да-да, пусть отдаст деньги за чай (или что-то еще). Пусть благодарит. Помните, он взял, — а значит, механизм манипуляции запущен! Подсознательно объект манипуляции чувствует себя вам обязанным!
Подарите предмет или услугу — и вам будут должны. Подсознательно!
Сила этой техники заключается в том, что:
Во-первых, человек не просит вас об услуге. Именно поэтому он чувствует себя вам обязанным.
Во-вторых, обмен может быть (а чаще всего так и случается) абсолютно неравноценным.
Приведем широко известный пример — секту кришнаитов, члены которой зарабатывают на принципе взаимного обмена деньги, и весьма немалые. Основным источником доходов кришнаитов традиционно были пожертвования, которые сектанты собирали па улицах. В 1970-е годы сбор средств шел не очень хорошо, н члены Общества Сознания Кришны решили, что кампания по сбору средств организована плохо. Было принято решение поменять тактику: отныне людям, на которых «нацеливался» сборщик, дарили маленькие, незначительные сувениры: книжки о Кришне, дешевые цветы, сласти. Человек, получавший такой «подарок», сначала отказывался его принять, но слышал в ответ: «Возьмите, не отказывайтесь, это просто подарок!» Л когда смущенная «жертва» все-таки принимала «дары», сборщик просил пожертвовать незначительную сумму, скажем, на нужды храма, общины иди еще что-то в том же духе. Эта стратегия оказалась чрез вычай и о эффективной и принесла Обществу Сознания Кришны большую прибыль, которая позволила профинансировать строительство новых храмов и школ.
Сходными же приемами часто пользуются политики и предприниматели. Политический кандидат часто дарит потенциальным избирателям незначительные подарки, например авторучки или даже просто календарики, таким образом обязывая их голосовать за пего. Симпатичные девушки у рекламных стендов предлагают вам «попробовать и оценить восхитительный вкус нового сорта сыра (сока, чая...)» и как бы невзначай упоминают, что, если он вам понравился, вы можете приобрести сто прямо здесь, в этом магазине. Очень м по гие нз нас п е смогут об и деть стол ьп риятных. ул ыб - чивых людей отказом. Сила признательности настолько велика, что порой вынуждает нас совершать поступки, которые наносят нам прямой вред. Например, покупать дорогостоящие, но абсолютно ненужные нам товары, жертвовать своим свободным временем и силами. Розничные торговцы знают, что бесплатный образец (возможность попробовать сосиски или апельсиновый сок в универсаме, или пробная упаковка лекарства от простуды, или шампунь в почтовом ящике) может очень серьезно увеличить продажи изделия. Торговые презентации для бытовой техники и автомобилей нередко начинаются с бесплатного приза вроде дорожного атласа.
Взаимные уступки
Существует еще один способ использования техники «Ты мне — я тебе». Этот способ более утонченный и менее прямолинейный, чем оказание человеку услуги; он основан на взаимных уступках.
Вот какой пример приводит автор известной книги «Психология влияния» Роберт Чалдини. Как-то раз он прогуливался по парку. К нему подошел мальчик и попросил купить несколько билетов на представление бойскаутов. Каждый билет стоил пять долларов. Чапдини не хотел идти на это представление и, конечно же, отказался покупать билеты. Тогда мальчик сказал: «Ладно, не хотите — как хотите. Тогда купите шоколадную плитку. Она стоит всего доллар». И что же сделал доктор Чалдини? Правильно, он купил две такие шоколадки и был очень доволен собой. Только через несколько минут он осознал, что купил абсолю тно ненужный ему шоколад и потратил два доллара, которые вполне могли бы ему пригодиться. Что же произошло? Мальчик уступил ему, не настаивая на покупке дорогих билетов и воспользовавшись принципом контраста (билет — пять долларов, а шоколадка — всего один доллар), а Чалдини, в свою очередь, ответил ему уступкой, все-таки совершив покупку. Если человек просит вас о незначительной услуге, уступите ему. После этого вы имеете полное моральное право просить об ответной услуге, при этом насколько велика она будет, решать вам. Скажем больше, методика взаимных уступок или, как ее еще называют, «отказ-отступ- ление», может дать эффект в будущем. В ходе одного исследования студентов попросили стать донорами кропи. Первую группу студентов просили сдавать по пиите крови каждые полтора месяца, а вторую — раз п месяц. Потом требования к первой группе снизились до одного раза в три месяца. Так вот, процент пришедших на донорский пункт был выше у тех студентов, к которым применили методику «отказ-отступление». 11 ом п.мо этого, 84 % студентов этой группы согласились стать донорами снова, в то время как из студентов второй группы иа это пошли лишь 43%.
Этой методикой часто и беззастенчиво пользуются дети и подростки. «Мама, можно я пойду покатаюсь на велосипеде по крыше?» — «Что ты, конечно нет, и не вздумай!» — «Ладно, нельзя так нельзя. Тогда можно я возьму на кухне печенья?» Мамин ответ очевиден — а между тем маленький хитрец затевал весь этот разговор исключительно с целыо легально полакомиться сладеньким.
Подобную технику, основанную на том, что первоначально выдвигается явно завышенное требование, а потом делается уступка, окрестили «дверь-в-лицо». Особенно активно и успешно ее во всем мире используют автомобильные дилеры и агенты по продаже недвижимости. Сегодня в российских автомобильных салонах дилеры нередко накручивают запрашиваемую цену, добавляя дорогие (а к тому же далеко не самые необходимые) сопутствующие товары, существенно повышающие стоимость машины. В самом же начале переговоров дилер обычно любезно соглашается на уступку в сумме этих дополнительных расходов. Теперь уже очередь покупателя ответить взаимностью и заплатить за этот автомобиль больше, чем он изначально собирался.
Аналогичным образом сплошь и рядом действуют сейчас и отечественные риэлтеры при продаже квартир и загородных домов. Огорошив покупателя первоначально фантастически завышенной ценой, агенты по продаже недвижимости затем радостно сообщают о невероятных скидках, произведенных якобы специально для него. В результате человек платит за жилье существенно больше его реальной рыночной стоимости.
Принцип взаимных уступок (правда, в очень специфической форме) с успехом используют следователи во время допросов подозреваемых. Тактика заключается в том, что сначала на задержанного с браныо и угрозами набрасывается «злой» следователь, а затем вместо него появляется другой, «добрый» — он мягко и сочувственно предлагает чистосердечно во всем признаться.
Впрочем, такая тактика применяется не только сотрудниками правоохранительных органов, но также бизнесменами, чиновниками и политиками во время деловых переговоров. Как указывает В. Шейиов, трюк состоит в том, что сперва на переговорах представитель противоположной стороны груб и многого требует.* Вы приходите в отчаяние, но не сдаетесь. А далее другая сторона заменяет «грубияна» на деликатного человека. Вы клюете па его мягкие манеры и на радостях уступаете.
Сила этой методики заключается в том, что:
Во-первых, здесь работает принцип контраста, который позволяет человеку чувствовать, что он в чем-то выигрывает.
Во-вторых, человек, которому делается «одолжение», то есть снижаются требования, чувствует, что уступки со стороны оппонента - исключительно его собственная заслуга. Он доволен и готов согласиться на предложенные «отступные» условия, несмотря на то что в действительности они также невыгодны и просто кажутся выгодными в сравнении с первоначальным предложением.