Известнейший американский писатель, философ и публицист Ральф Уолдо Эмерсон как-то сказал: «Слепая последовательность — суеверие недалеких умов». Может, оно и так, но стремление к последовательности заложено в самой человеческой природе.
Потому единственной эффективной защитой против манипулирования, основанного на обязательствах и последовательпости, является контролирование своих действий.
Избегайте автоматической последовательности!
Но как определить, что наши действия могут привести к нежелательным последствиям?
Первый и самый ощутимый сигнал часто подает нам... желудок. Вы никогда не замечали, что в определенные моменты у вас начинаются «беспорядки» в животе? Вы чувствуете, что происходящее не вписывается в ваши планы и отдает чем-то нехорошим, неправильным. Доверяйте своему организму: ему незнакомо чувство ответственности — он просто регистрирует сигиалы опасности извне. Как только желудок подаст вам подобный «знак», сосредоточьтесь и подумайте, не хотят ли вас обвести вокруг пальца. Постарайтесь беспристрастно оценить ситуацию и спрогнозировать возможный ущерб от ее исхода и только после этого принимайте решение.
Второй способ так же прост, как и непонятен. Физиологами давно доказано, что перед тем, как совершить какое-то действие, мы автоматически формируем отношение к этому действию. Ваша задача — попробовать уловить этот сигнал, оценить действие, которое собираетесь совершить. Для этого вам нужно просто задать себе вопрос: «Я хочу сделать это и это. Если бы я вновь попал в такую же ситуацию, как бы я поступил — так же или по-другому? Сделал бы я тот же выбор снова?» Если вы понимаете, что ни за что не повторили бы это действие еще раз, разворачивайтесь и уходите — вас почти поймали в ловушку последовательности.
К примеру, вы заходите в обувной магазин, увидев рекламное объявление о грандиозных скидках на всю продукцию, — допустим, цены снижены на целых 70%. Вы находите понравившуюся вам модель, примеряете ее и уже собираетесь заплатить, когда обнаруживаете, что скидка на нее, вопреки объявлению, составляет всего 40%. Последовательность «увидел объявление — захотел купить обувь — пришел в магазин — выбрал отличную пару — подошел к кассе» говорит вам: «Плати и уходи!» Однако не торопитесь, подумайте: если бы вы знали, что скидка будет 40%, пришли бы вы сюда? Нет? Тогда скажите этим жуликам язвительное «спасибо» и уходите. Лучше потребуйте соответствия данной скидки заявленной, и, скорее всего, вы добьетесь своего, ведь администрации магазина тоже не чужда последовательность.