Методы психологического влияния
  • Register

Защита. Бросьте вызов общественному мнению

Как же можно защитить себя от такого мощного орудия влияния, действие которого распространяется практически на все наше поведение? И стоит ли вооб­ще защищаться? Стоит, но не всегда. Принцип соци­ального доказательства — это своего рода автопилот, совет, как наиболее эффективно действовать в той или иной ситуации. Благодаря этому принципу мы можем уверенно и быстро проходить через бесчисленные жиз­ненные ситуации, не особенно задумываясь над сво­им выбором. Однако и автопилот может отклониться от правильного курса, если основывается на неверных данных. И последствия могут быть очень серьезными.

Чтобы избежать ловушки «общепринятого мне­ния», вам следует учесть два момента:

  1. Если ситуация кажется вам слишком явно смоде­лированной (как в рекламных роликах, например), не доверяйте безоговорочно предлагаемой информации. В таком случае ее необходимо тщательно проверить.
  2. Не всегда доверяйте большинству. Приведем классический пример, знакомый всем автолюбителям. В средней полосе на шоссе две машины решают пере­строиться в левый ряд. Они включают сигналы, пре­дупреждающие о повороте. Довольно часто водители машин, находящихся сзади, увидев, что сразу два ав­томобиля впереди хотят повернуть, думают, что в этой полосе образовался затор — авария, ремонт дороги или любое другое препятствие. Они также включают поворотники и стараются перестроиться. И так далее.

Нам часто кажется, что раз большинство ведет себя определенным образом, значит, это правильно: они точно знают, что делают. Отключите свой автопилот и проверьте, действительно ли дело обстоит так, как вам кажется: перестроиться в левый ряд можно и не­сколькими метрами дальше, когда вы убедитесь, что это необходимо.