Сценарий обработки адепта внутри тоталитарной группы, как правило, включает в себя три фазы. На первом этапе человека втягивают в секту, обещая откровение смысла жизни, раскрепощение, свободу и либо преображение в рамках земного бытия, либо вечное блаженство в потустороннем мире. Теплота, ласка, лесть и обещания — старые, испытанные орудия. Неофиту объясняют, что Бог через Учителя призвал именно его, потому что он умен, красив, талантлив и предназначен для великой миссии. Человек не успевает опомниться. Обласканный, снабженный ворохом литературы, накормленный священной пищей, он оказывается натурализованным адептом.
На второй фазе производится психологическая обработка адепта, направленная на разрушение способности критически воспринимать учение группы и ее практические действия. Для этого человека в первую очередь необходимо оторвать от семьи, друзей и родственников, а чувство любви и привязанности направить на Учителя. Культ Учителя — одна из главных составляющих тоталитарных сект. Учитель — спаситель человечества, тогда как семья и общество — место греха и погибели. Учитель — полновластный распорядитель судеб. Его обожают и боятся одновременно. Разумеется, ослушаться Учителя невозможно. Зачастую в секте процветает доносительство, взаимная слежка и применяются суровые наказания — вплоть до физических.
Кто же становится Учителем? Как правило, это волевые личности, которые одержимы манией величия.
Впрочем, среди лидеров Культовых движений встречаются и откровенные мошенники. Порой мошенничество и мистический бред сочетаются.
Жизнь внутри секты подчинена строгому распорядку. Свободного времени практически нет. Лекции, обучение доктрине, многочасовые медитации с повторением кратких однообразных молитв. Долгий рабочий день па предприятиях или фермах, принадлежащих руководству, или бесконечное хождение по общественным местам с миссионерскими и торговыми целями. Усталость, недосыпание и невозможность побыть одному и сосредоточиться приводят к тому, что адепт постепенно утрачивает способность к критическому независимому мышлению, теряет индивидуальные черты.
Третья фаза завершае тся разрывом социальных связей. Адепт попадает в полную зависимость. Вернуться к прежней жизни практически невозможно. Семья разрушена, друзья потеря и ы, отсутствует собстве»ш ы й доход (а чаще всего и собственное жилье, отчужденное в пользу тоталитарной группы), утрачены профессиональные навыки. На самое главное — утрачивается воля к действительной жизни, атрофируется потребность в самостоятельном определении своей судьбы. Лишенный собственных воли и ума, адепт живет умом и волей Учителя, превращаясь в раба, неспособного ни на духовный, ни на физический бунт.
Власть Учителя
Как далеко простирается власть Учителя? В июле 1983 года в Мэдисон Сквер Гарден 2075 одинаково одетых пар молодых людей торжественно заключили брачные союзы и вступили в супружеские отношения, получив благословение преподобного Сан Миунг Му- на. Практически все партнеры не знали друг друга. Зачем же вступать в брак с незнакомым человеком? Ответ прост: все брачующиеся были мунистами, они должны были вступить в брак, потому что так повелел им, выбрав партнеров, преподобный Мун. Последователи Мупа подчинились, потому что считали своего Учителя величайшим духовным вождем на Земле.
Однако массовая брачная церемония мунистов кажется невинной забавой на фоне изуверских акций, инспирированных Джимом Джонсом, основателем церкви «Храм народов», и Маршаллом Эпплуаптом, шести- десятилет!шм лидером культовой группы «Врата Небес». В ноябре 1978 года Джонс убедил своих сторонников совершить коллективное «революционное самоубийство». Более 800 человек приняли препарат, содержащий цианид, — причем родители сперва умертвили своих детей, а затем отравились сами. 26 марта 1997 года тела 39 мужчин и женщин, членов группировки «Врата Небес», одинаково одетых и закутанных в пурпурные саваны, были найдены в особняке стоимостью около миллиона долларов в Сан-Диего, штат Калифорния. В последующие недели весь мир узнал подробности жуткой истории о том, как несколько членов группы кастрировали себя в процессе группового обряда очищения; как Эпплуайт заставил своих последователей поверить, что «сознательный выход из тела» означал бы их «постепенный переход» на более высокий духовный уровень; и как, наконец, все активные члены культа совершили самоубийство с тем, чтобы НЛО, тянущий комету Хейла-Боппа, смог транспортировать группу в «дальний космос» или «Царство Бога».
Авторитет Учителя нелегко поколебать
Может ли авторитет Учителя быть поколеблен в том случае, если реальные факты опровергают его утверждения или предсказания? Увы, множество примеров свидетельствует, что в деформированном сознании адепта картина мира всякий раз изменяется таким образом, чтобы подтверждалась правота кумира — вопреки логике и фактам. Л. Фестингер в книге «Когда пророчество не сбывается» рассказал о культе «летающих тарелок», который действовал в середине 1950-х годов в американском штате Висконсин. Лидер группы, миссис Кич, якобы получала сообщения, посланные высшим «Хранителем» с планеты «Клариои». Она сообщила прессе, что 21 декабря 1956 года случится огромное наводнение и все, кроме немногих избранных, погибнут. Ее последователи продали дома, отдали деньги и ждали прибытия космических кораблей. Разумеется, в назначенный день не было пи наводнения, ни 11ЛО. Можно было бы ожидат ь, что последователи пророчицы, лишившиеся по ее вине своих жилищ и денег, разочаруются.
Ничего подобного! Когда миссис Кич объявила, что инопланетяне оценили их праведный порыв и решили пощадить Землю, большинство членов стали испытывать к ней еще большую преданность, несмотря на публ ичное у ни жен не.
Почему тоталитарных сект не было в СССР?
Почему же всякого рода тоталитарные секты так пышно расцветают имен по в условиях демократии? Ведь в Сове тском Союзе сектанты были крайне малочисленны, а их деятельность жестко контролировалась спецслужбами. Официальные идеологи периодически пугали население историями о происках и даже зверствах последователей сект, но то были лишь пропагандистские мифы, «страшилки», которые никто и не принимал всерьез. Ситуация резко изменилась, когда в стране начались демократические преобразования. Повсюду буквально в одночасье объявились пророки и мессии — как отечественного, гак и зарубежного происхождения; многочисленные тоталитарные религиозные группы начали бурную деятельность по вербовке в свои ряды все новых и новых адептов, которые затем подвергались массовому зомбировсцппо.
Деструктивные культы практически не имеют шансов на выживание в тоталитарном государстве, где власть сама стремится осуществлять полный контроль над сознанием своих подданных, используя метод «промывания мозгов», и не терпит рядом никаких конкурентов. Зато в атмосфере плюрализма и толерантности подобные организации чувствуют себя комфортно. Они паразитируют на таких базовых либерально-демократических принципах, как деидсологизация, права человека, уважение прав меньшинств. Пользуясь свободой и отсутствием в демократическом обществе ряда позиционных ограничений, тоталитарные движения и добиваются своих целей. Парадокс состоит в том, что вожди деструктивных культов осуществляют планомерное психологическое насилие над личностями адептов, демагогически прикрываясь лозунгом религиозной свободы и ссылаясь на конституционное право каждого гражданина выбирать, во что верить. Сегодня очевидно, что именно тоталитарные группы и движения стали для демократии одним из самых серьезных испытаний на прочность.