• Register

Собственно борьба за человека

Первые шаги

С чего начинается процесс борьбы за спасение чело­века, ставшего жертвой деструктивного культа? Разу­меется, с попыток вступить в диалог. Если ваш близкий соглашается хотя бы изредка с вами общаться, при­глашайте его на важные домашние события или дру­жеские встречи. Можно вообще не акцентировать при­чину приглашения. Чем больше контактов вы сумеете обеспечить, тем лучше.

Если «культовая личность» отказывается от встре­чи, не отчаивайтесь. Посылайте подарки, способные вызвать добрые чувства к вам, стараясь выбирать пред­меты, которые близкий будет использовать не единож­ды, например одежду. По наблюдениям Хассена, даже простые открытки с изображением, вызывающим по­ложительные ассоциации, и словами: «Я тоскую без тебя» или «Я люблю тебя. Пожалуйста, ответь», — это лучше, чем просто ничего не делать. Эти весточки могут оставаться без ответа, однако они будут убеж­дать культиста, что вы помните о нем, что он вам не­безразличен.

Подход стратегического взаимодействия предпола­гает ведение с человеком, оказавшимся во власти куль­та, диалога, который основан на доверии. Поэтому не­обходимо сделать все, чтобы культист испытывал до­верие к людям, взявшимся за его спасение.

Сложности начального этапа

Хассен называет весьма типичной ситуацию, когда друзья и родственники, вступая в контакт с членом куль­та, обнаруживают, что он занял оборонительную пози­цию. Более того, культист нередко проявляет агрессив­ность по отношению к близким, нападает на них, не дожидаясь каких-либо действий с их стороны, облича­ет реальные или выдуманные недостатки, присущие чле­нам команды стратегического взаимодействия. Что де­лать в такой ситуации?

Прежде всего следует признать справедливость кри­тики, если недостатки, о которых говорит культист, дей­ствительно имеют место. Когда член культа указыва­ет на алкогольную зависимость отца, с которой тот не может справиться, или напоминает, что кто-то из род­ственников несчастлив в браке, но ничего не делает, чтобы выйти из своего губительного положения, не нуж­но отрицать очевидное. Лучше признать наличие про­блем и попытаться преодолевать их, демонстрируя куль- тисту, что любые изменения возможны.

Когда у родителей культиста нездоровые отноше­ния друг с другом, он может бросить им вызов: «Посмотрите, как вы живете. Как вы смеете говорить, что мой лидер — жестокий и негуманный человек!» Если такие родителя хотят повлиять на своего ребенка, они должны что-то предпринять для того, чтобы их отно­шения нормализовались.

Наиболее мощный способ повлиять на человека — быть эффективным образцом для подражания. Если вы хотите побудить кого-то расти и изменяться, вдо­хновите его собственным примером.

Очень часто доверие культиста к команде стратеги­ческого взаимодействия начинается именно с откро­венного и решительного признания ее членов в каких- либо вредных наклонностях (конечно, если таковые действительно имеются). В таких случаях можно по­пытаться вовлечь члена культа в процесс борьбы с эти­ми пороками.

Хассен приводит показательный пример из соб­ственной профессиональной практики. Его привлек­ли к работе по спасению девушки, вовлеченной в одну из тоталитарных сект. Вскоре выяснилось, что отец культистки был алкоголиком. К счастью, этот человек признал, что нуждается в профессиональной помощи, он искренне хотел изменить свое поведение. По пред­ложению Хассена, мать пригласила дочь домой для воздействия на отца с целыо отправить его в лечеб­ный центр.

Участница культа любила своего отца и приняла действительно активное участие в процедуре воздействия. Отец согласился поехать на лечение, а мощные эмоциональные узы, обозначившиеся между близки­ми, помогли дочери почувствовать свою ценность для семьи.

Два месяца спустя, когда отец успешно прошел курс лечения и вернулся домой, члены команды приступили к воздействию на саму культистку. Инициативу взял на себя отец, поскольку именно он служил в данном случае образцом для подражания. Он поблагодарил дочь за любовь и поддержку в преодолении алкоголь­ного недуга, а далее сообщил о своих заботах, вызван­ных ее собственной ситуацией. Напомнив, как само­критично сам он ранее повел себя, отец попросил дочь, чтобы и она теперь спокойно выслушала его и других членов семьи. Это создало необходимые условия для взаимопонимания и обеспечило достижение конечно­го успеха.

Взаимодействие с двойной личностью

Как подчеркивает Хассен, основная проблема при взаимодействии членов команды стратегического взаимодействия с культистом заключается в том, что он являет собой двойную личность. Часто в ходе общения возникает ощущение, что разговор ведут поочередно два разных человека. Адепт действительно колеблет­ся между той «культовой личностью», которая возник­ла в результате психологического насилия, и своим подлинным «Я». Ведь как бы ни пытались вербовщи­ки подавить и уничтожить подлинную личность человека, им никогда не удается это сделать до конца. В со­знании докультового «51» было слитком много пере­живаний, отложившихся в положительные воспоми­нания, чтобы все они могли исчезнуть без остатка.

Хассен называет внешние признаки, которые помо­гают отличить подлинную личность человека от «куль­товой личности». Так, например, «культовая личность» чаще всего пристально смотрит сквозь людей, глаза та­кого человека выглядят тусклыми, холодными или по­дернутыми нелепой. Поза его чаще всего оказывается застывшей, лицевые мускулы напряжены. Он действи­тельно даже внешне похож на робота или зомби. Речь его напоминает магнитофонную запись культовой лек­ции, говорит он с усилием, порой переходя на шепот, бор­мотание, издаст неразборчивые звуки. Совсем иначе выглядит тот же самый культист, когда его подлинная личность как бы перехватывает инициативу и берет управление на себя. Теперь уже поза его становится более свободной и раскованной, а взгляд — естествен­нее. Речь его отличается непринужденностью, большей выразительностью.

Раскрытие подлинного «Я» близкого человека и ста­новится освобождением его от культовой зависимости.

Не отвергать «культовую личность»

Итак, члены команды стратегического взаимодей­ствия должны стремиться выявить докультовое «Я» близкого человека, вовлеченного в тоталитарную груп­пу, и поощрять поведение, свойственное его подлин­ному «Я». Однако на первых порах достучаться до это­го «Я» бывает нелегко и ожидание кратких встреч с ним может длиться очень долго. В такой ситуации, как учит Хассен, не следует отвергать «культовую лич­ность» адепта. Необходимо контактировать с ней, ис­кать взаимопонимания на основе таких ее положитель­ных сторон, как преданность делу и идеализм.

Когда культист с восторгом начинает рассказывать о своих впечатлениях, связанных с пребыванием в то­талитарной группе, следует не возражать ему, по пред­ложить описать свои ощущения более подробно. Па вопрос, ие испытывал ли он когда-нибудь чего-то по­добного раньше, может последовать положительный ответ, который поможет перевести разговор на воспо­минания о докульговом прошлом.

Пребывание в тоталитарной группе всегда приво­дит к тому, что человек пересматривает и переоценивает свое прошлое, которое при этом предстает иска­женным. Так, Стив Хассен под влиянием учителей-мунистов довольно скоро стал воспринимать свое детство как несчастное. В его памяти всплывали  лишь неприятные и болезненные эпизоды. Впоследствии родные и друзья помогли Стиву восстановить подлин­ную и объективную картину ранних лет его интерес­ной и насыщенной жизни.

Контактируя с культистом в рамках подхода стра­тегического взаимодействия, следует использовать любые возможности, чтобы напоминать ему о светлых и радостных событиях докультовой жизни. Среди мно­гочисленных способов воскресить в памяти близкого человека прежние радости специалисты выделяют прежде всего просмотр фотографий или видеозаписей. Эффективны также прогулки по местам, с которыми связаны положительные воспоминания.

Как обойти блокировку мышления

Контактируя с культовой личностью, члены коман­ды стратегического взаимодействия неизбежно стал­киваются с феноменом блокировки мышления. Бло­кировка (или остановка) мышления используется культистом, чтобы парировать любую идею, выска­зывание или информацию, подвергающую сомне­нию доктрину группы или ее руководство. В большин­стве тоталитарных сект адептов первым делом обуча­ют с помощью специальных тренинговых упражнений технике блокировки мышления. Как правило, культист должен отвечать на любые критические выска­зывания монотонным распеванием заученных риту­альных текстов.

Одна из типичных ошибок, совершаемых друзья­ми и семьями культистов, заключается в преждевременном сообщении фактов, касающихся их группы.

В момент блокировки мышления культиста какие бы то ни было дискуссии с ним бесполезны. Единственный способ противодействовать техникам остановки мышления состоит в том, чтобы избегать повода про­воцировать их применение. Блокировка мышления — это реакция на все, что воспринимается как критика и отрицание. Поэтому не следует до поры до времени делать никаких критических замечаний о лидерах, группе или доктрине.

Если же члены команды стратегического взаимо­действия все-таки неосторожно инициировали техни­ку остановки мышления, им придется проявить тер­пение и дождаться, пока процесс закончится (обычно он длится считанные минуты).

Настойчивость и терпение!

Итак, необходимо настойчиво воссоединять куль­тиста с его прошлыми воспоминаниями и переживаниями, обеспечивать доступ к внешней объективной информации, доводить до сознания человека накопив­шийся негативный опыт, полученный им в ходе пре­бывания в тоталитарной группе. Надо неуклонно ис­кать доступ кдокультовому «Я», поддерживать любые проявления подлинной личности, подкреплять пози­тивные сдвиги.

Однако при этом следует проявлять терпение и не делать попыток ускорить процесс, если культист ведет себя агрессивно.

Власть фобий

Освобождению от тоталитарного дурмана прежде всего мешают фобии, которые культы с помощью разнообразных методов и техник умело внедряют в со­знание адептов. В результате культист оказывается в своеобразной психологической тюрьме.

Одна из наиболее универсальных культовых фо­бий—страх перед сетыо организаций по борьбе с культами. Членов тоталитарных групп уверяют, что их по­хитят и будут пытать всякого рода депрограммисты и консультанты. Э то погружает культистов в страх пе­ред мифической сетью врагов и преступников, угро­жающих им за пределами собственной организации.

Именно опасностями, связанными с любой попыт­кой уйти из группы, культовые лидеры прежде всего стремятся запугать адептов, Культистам настойчиво внушается, что в случае ухода они столкнутся с различными бедами: умрут мучительной смертью от бо­лезни, совершат самоубийство, станут наркоманами или проститутками, сойдут с ума, утратят духовность и потеряют отношения с Богом, окажутся во власти Антихриста или Сатаны и т. д.

Иногда для внедрения фобии используется не пря­мое, но косвенное внушение. Например, адептам говорят, что всякий раз, когда член группы теряет веру п уходит, с ним случается что-нибудь плохое.

Необходимо снять страхи, возникшие иод влия­нием культа, чтобы вернуть человека к подлинной жизни.

Борьба против фобий

Ликвидацией фобий обычно занимаются профес­сиональные психотерапевты, однако существуют тех­ники и методики, которые можно эффективно исполь­зовать и it отсутствие специалистов.

Хассен предлагает прежде всего научиться обузды­вать приступы паники, которые охватывают челове­ка под влиянием фобии. Основные симптомы этой панической реакции организма на необоснованный страх — головокружение, тошнота, учащенное сердце­биение, обильное потоотделение. Снять напряжение и противостоять такой реакции можно с помощью те­рапевтических дыхательных техник. Начните с медленного глубокого вдоха, считая про себя до четы­рех. Затем выдохните еще медленнее, доведя счет до восьми. Повторите эти неторопливые вдохи и выдо­хи несколько раз. Изменение ритма дыхания должно быстро успокоить сознание.

Но главная задача состоит в том, чтобы научиться контролировать мысленные образы, воспоминания и фантазии, возникающие во время приступов фоби- ческой паники. Как правило, человек в такой момент видит какую-то страшную сцену изнутри и страдает, в полной мере испытывая все мучительные ощущения. Такие образы называются ассоциированными, они со­держат в себе первоначальную негативную эмоцию.

Иное дело — диссоциированные образы. В этом слу­чае человек чувствует себя наблюдателем, который ви­дит происходящее со стороны, как будто па экране те­левизора. Диссоциированные образы создают у чело­века ощущения отчужденности и безразличия.

Чтобы избавиться от фобии, человек должен транс­формировать визуальные образы, которые возникают у него в момент панического страха, сделав их из ассо­циированных диссоциированными. Необходимо по­пытаться добиться отстраненности, мысленно наблю­дая за травматическими ситуациями со стороны.