Первые шаги
С чего начинается процесс борьбы за спасение человека, ставшего жертвой деструктивного культа? Разумеется, с попыток вступить в диалог. Если ваш близкий соглашается хотя бы изредка с вами общаться, приглашайте его на важные домашние события или дружеские встречи. Можно вообще не акцентировать причину приглашения. Чем больше контактов вы сумеете обеспечить, тем лучше.
Если «культовая личность» отказывается от встречи, не отчаивайтесь. Посылайте подарки, способные вызвать добрые чувства к вам, стараясь выбирать предметы, которые близкий будет использовать не единожды, например одежду. По наблюдениям Хассена, даже простые открытки с изображением, вызывающим положительные ассоциации, и словами: «Я тоскую без тебя» или «Я люблю тебя. Пожалуйста, ответь», — это лучше, чем просто ничего не делать. Эти весточки могут оставаться без ответа, однако они будут убеждать культиста, что вы помните о нем, что он вам небезразличен.
Подход стратегического взаимодействия предполагает ведение с человеком, оказавшимся во власти культа, диалога, который основан на доверии. Поэтому необходимо сделать все, чтобы культист испытывал доверие к людям, взявшимся за его спасение.
Сложности начального этапа
Хассен называет весьма типичной ситуацию, когда друзья и родственники, вступая в контакт с членом культа, обнаруживают, что он занял оборонительную позицию. Более того, культист нередко проявляет агрессивность по отношению к близким, нападает на них, не дожидаясь каких-либо действий с их стороны, обличает реальные или выдуманные недостатки, присущие членам команды стратегического взаимодействия. Что делать в такой ситуации?
Прежде всего следует признать справедливость критики, если недостатки, о которых говорит культист, действительно имеют место. Когда член культа указывает на алкогольную зависимость отца, с которой тот не может справиться, или напоминает, что кто-то из родственников несчастлив в браке, но ничего не делает, чтобы выйти из своего губительного положения, не нужно отрицать очевидное. Лучше признать наличие проблем и попытаться преодолевать их, демонстрируя куль- тисту, что любые изменения возможны.
Когда у родителей культиста нездоровые отношения друг с другом, он может бросить им вызов: «Посмотрите, как вы живете. Как вы смеете говорить, что мой лидер — жестокий и негуманный человек!» Если такие родителя хотят повлиять на своего ребенка, они должны что-то предпринять для того, чтобы их отношения нормализовались.
Наиболее мощный способ повлиять на человека — быть эффективным образцом для подражания. Если вы хотите побудить кого-то расти и изменяться, вдохновите его собственным примером.
Очень часто доверие культиста к команде стратегического взаимодействия начинается именно с откровенного и решительного признания ее членов в каких- либо вредных наклонностях (конечно, если таковые действительно имеются). В таких случаях можно попытаться вовлечь члена культа в процесс борьбы с этими пороками.
Хассен приводит показательный пример из собственной профессиональной практики. Его привлекли к работе по спасению девушки, вовлеченной в одну из тоталитарных сект. Вскоре выяснилось, что отец культистки был алкоголиком. К счастью, этот человек признал, что нуждается в профессиональной помощи, он искренне хотел изменить свое поведение. По предложению Хассена, мать пригласила дочь домой для воздействия на отца с целыо отправить его в лечебный центр.
Участница культа любила своего отца и приняла действительно активное участие в процедуре воздействия. Отец согласился поехать на лечение, а мощные эмоциональные узы, обозначившиеся между близкими, помогли дочери почувствовать свою ценность для семьи.
Два месяца спустя, когда отец успешно прошел курс лечения и вернулся домой, члены команды приступили к воздействию на саму культистку. Инициативу взял на себя отец, поскольку именно он служил в данном случае образцом для подражания. Он поблагодарил дочь за любовь и поддержку в преодолении алкогольного недуга, а далее сообщил о своих заботах, вызванных ее собственной ситуацией. Напомнив, как самокритично сам он ранее повел себя, отец попросил дочь, чтобы и она теперь спокойно выслушала его и других членов семьи. Это создало необходимые условия для взаимопонимания и обеспечило достижение конечного успеха.
Взаимодействие с двойной личностью
Как подчеркивает Хассен, основная проблема при взаимодействии членов команды стратегического взаимодействия с культистом заключается в том, что он являет собой двойную личность. Часто в ходе общения возникает ощущение, что разговор ведут поочередно два разных человека. Адепт действительно колеблется между той «культовой личностью», которая возникла в результате психологического насилия, и своим подлинным «Я». Ведь как бы ни пытались вербовщики подавить и уничтожить подлинную личность человека, им никогда не удается это сделать до конца. В сознании докультового «51» было слитком много переживаний, отложившихся в положительные воспоминания, чтобы все они могли исчезнуть без остатка.
Хассен называет внешние признаки, которые помогают отличить подлинную личность человека от «культовой личности». Так, например, «культовая личность» чаще всего пристально смотрит сквозь людей, глаза такого человека выглядят тусклыми, холодными или подернутыми нелепой. Поза его чаще всего оказывается застывшей, лицевые мускулы напряжены. Он действительно даже внешне похож на робота или зомби. Речь его напоминает магнитофонную запись культовой лекции, говорит он с усилием, порой переходя на шепот, бормотание, издаст неразборчивые звуки. Совсем иначе выглядит тот же самый культист, когда его подлинная личность как бы перехватывает инициативу и берет управление на себя. Теперь уже поза его становится более свободной и раскованной, а взгляд — естественнее. Речь его отличается непринужденностью, большей выразительностью.
Раскрытие подлинного «Я» близкого человека и становится освобождением его от культовой зависимости.
Не отвергать «культовую личность»
Итак, члены команды стратегического взаимодействия должны стремиться выявить докультовое «Я» близкого человека, вовлеченного в тоталитарную группу, и поощрять поведение, свойственное его подлинному «Я». Однако на первых порах достучаться до этого «Я» бывает нелегко и ожидание кратких встреч с ним может длиться очень долго. В такой ситуации, как учит Хассен, не следует отвергать «культовую личность» адепта. Необходимо контактировать с ней, искать взаимопонимания на основе таких ее положительных сторон, как преданность делу и идеализм.
Когда культист с восторгом начинает рассказывать о своих впечатлениях, связанных с пребыванием в тоталитарной группе, следует не возражать ему, по предложить описать свои ощущения более подробно. Па вопрос, ие испытывал ли он когда-нибудь чего-то подобного раньше, может последовать положительный ответ, который поможет перевести разговор на воспоминания о докульговом прошлом.
Пребывание в тоталитарной группе всегда приводит к тому, что человек пересматривает и переоценивает свое прошлое, которое при этом предстает искаженным. Так, Стив Хассен под влиянием учителей-мунистов довольно скоро стал воспринимать свое детство как несчастное. В его памяти всплывали лишь неприятные и болезненные эпизоды. Впоследствии родные и друзья помогли Стиву восстановить подлинную и объективную картину ранних лет его интересной и насыщенной жизни.
Контактируя с культистом в рамках подхода стратегического взаимодействия, следует использовать любые возможности, чтобы напоминать ему о светлых и радостных событиях докультовой жизни. Среди многочисленных способов воскресить в памяти близкого человека прежние радости специалисты выделяют прежде всего просмотр фотографий или видеозаписей. Эффективны также прогулки по местам, с которыми связаны положительные воспоминания.
Как обойти блокировку мышления
Контактируя с культовой личностью, члены команды стратегического взаимодействия неизбежно сталкиваются с феноменом блокировки мышления. Блокировка (или остановка) мышления используется культистом, чтобы парировать любую идею, высказывание или информацию, подвергающую сомнению доктрину группы или ее руководство. В большинстве тоталитарных сект адептов первым делом обучают с помощью специальных тренинговых упражнений технике блокировки мышления. Как правило, культист должен отвечать на любые критические высказывания монотонным распеванием заученных ритуальных текстов.
Одна из типичных ошибок, совершаемых друзьями и семьями культистов, заключается в преждевременном сообщении фактов, касающихся их группы.
В момент блокировки мышления культиста какие бы то ни было дискуссии с ним бесполезны. Единственный способ противодействовать техникам остановки мышления состоит в том, чтобы избегать повода провоцировать их применение. Блокировка мышления — это реакция на все, что воспринимается как критика и отрицание. Поэтому не следует до поры до времени делать никаких критических замечаний о лидерах, группе или доктрине.
Если же члены команды стратегического взаимодействия все-таки неосторожно инициировали технику остановки мышления, им придется проявить терпение и дождаться, пока процесс закончится (обычно он длится считанные минуты).
Настойчивость и терпение!
Итак, необходимо настойчиво воссоединять культиста с его прошлыми воспоминаниями и переживаниями, обеспечивать доступ к внешней объективной информации, доводить до сознания человека накопившийся негативный опыт, полученный им в ходе пребывания в тоталитарной группе. Надо неуклонно искать доступ кдокультовому «Я», поддерживать любые проявления подлинной личности, подкреплять позитивные сдвиги.
Однако при этом следует проявлять терпение и не делать попыток ускорить процесс, если культист ведет себя агрессивно.
Власть фобий
Освобождению от тоталитарного дурмана прежде всего мешают фобии, которые культы с помощью разнообразных методов и техник умело внедряют в сознание адептов. В результате культист оказывается в своеобразной психологической тюрьме.
Одна из наиболее универсальных культовых фобий—страх перед сетыо организаций по борьбе с культами. Членов тоталитарных групп уверяют, что их похитят и будут пытать всякого рода депрограммисты и консультанты. Э то погружает культистов в страх перед мифической сетью врагов и преступников, угрожающих им за пределами собственной организации.
Именно опасностями, связанными с любой попыткой уйти из группы, культовые лидеры прежде всего стремятся запугать адептов, Культистам настойчиво внушается, что в случае ухода они столкнутся с различными бедами: умрут мучительной смертью от болезни, совершат самоубийство, станут наркоманами или проститутками, сойдут с ума, утратят духовность и потеряют отношения с Богом, окажутся во власти Антихриста или Сатаны и т. д.
Иногда для внедрения фобии используется не прямое, но косвенное внушение. Например, адептам говорят, что всякий раз, когда член группы теряет веру п уходит, с ним случается что-нибудь плохое.
Необходимо снять страхи, возникшие иод влиянием культа, чтобы вернуть человека к подлинной жизни.
Борьба против фобий
Ликвидацией фобий обычно занимаются профессиональные психотерапевты, однако существуют техники и методики, которые можно эффективно использовать и it отсутствие специалистов.
Хассен предлагает прежде всего научиться обуздывать приступы паники, которые охватывают человека под влиянием фобии. Основные симптомы этой панической реакции организма на необоснованный страх — головокружение, тошнота, учащенное сердцебиение, обильное потоотделение. Снять напряжение и противостоять такой реакции можно с помощью терапевтических дыхательных техник. Начните с медленного глубокого вдоха, считая про себя до четырех. Затем выдохните еще медленнее, доведя счет до восьми. Повторите эти неторопливые вдохи и выдохи несколько раз. Изменение ритма дыхания должно быстро успокоить сознание.
Но главная задача состоит в том, чтобы научиться контролировать мысленные образы, воспоминания и фантазии, возникающие во время приступов фоби- ческой паники. Как правило, человек в такой момент видит какую-то страшную сцену изнутри и страдает, в полной мере испытывая все мучительные ощущения. Такие образы называются ассоциированными, они содержат в себе первоначальную негативную эмоцию.
Иное дело — диссоциированные образы. В этом случае человек чувствует себя наблюдателем, который видит происходящее со стороны, как будто па экране телевизора. Диссоциированные образы создают у человека ощущения отчужденности и безразличия.
Чтобы избавиться от фобии, человек должен трансформировать визуальные образы, которые возникают у него в момент панического страха, сделав их из ассоциированных диссоциированными. Необходимо попытаться добиться отстраненности, мысленно наблюдая за травматическими ситуациями со стороны.