Главная | Статьи | Контакты
Психологическое влияние
Навигация: Главная Общение как способ психологического влияния Интеракция и регулятивная функция общения
Психология влияния
Практические методы психологического влияния
Это интересно
Эмоциональные манипуляции - распознать и остановить
Мы все эмоциональные манипуляторы! Эмоциональные манипуляторы есть везде, вы можете даже найти их среди детей в возрасте 2-3
Средства психологического воздействия и манипуляции общественным сознанием в рекламе
Реклама - это нужное явление рыночной экономики. Так считает 36,67% опрошенных. Люди еще точно не определили своего отношения к
Искусство ведения переговоров
Нас убеждают не аргументы, которые можно проанализировать, а тон и темперамент, манера речи, то есть сам человек. Сэмюэль
Психолог Одесса
Интеракция и регулятивная функция общения

Так же, как существует терминологическая неясность в определении коммуникации и общения, есть она и в понимании общения и взаимодействия, между которыми некоторые исследователи ставят между ними знак равенства. Здесь следует остановиться несколько подробнее на терминах. Мы вслед за отечественными авторами будем понимать под общением всю совокупность межличностных и общественных отношений. Понятие же взаимодействия в дальнейшем мы будем употреблять как обозначающее иной, в сравнении с коммуникацией, аспект процесса общения.
Структура межличностных, или интериндивидных, отношений так же, как и структура личности, включает в себя три компонента:

  • когнитивный;
  • аффективный;
  • поведенческий.

Система факторов, влияющих на формирование межличностных отношений, включает в себя следующие характеристики, или особенности личности:
1) тендерные — полоролевые;
2) возрастные;
3) национальные;
4) религиозные;
5) профессиональные — в результате совместной трудовой деятельности;
6) социальные — статус;
7) соматические:

  • состояние здоровья;
  • внешний облик;

8) психические:

  • темперамент;
  • самооценка и т. д.

Коммуникативный процесс, возникающий в рамках межличностных отношений на почве совместной деятельности, сопровождается, как мы отметили, обменом информацией. Такой обмен происходит, в том числе и по ходу, и по поводу самой деятельности, что приводит к реализации новых попыток ее развития и организации. Причем для участников деятельности обмен информацией сочетается с обменом действиями, естественно, требующим планирования и организации. Именно планирование, когда планы одного из участников взаимодействия регулируют действия другого, и придает их деятельности характер совместной. Отсюда становится понятным невозможность, с одной стороны, отождествления коммуникации с взаимодействием, с другой — их разрыва. Какова же, исходя из вышеизложенного, структура взаимодействия как одного из аспектов общения? На этот счет существует несколько подходов.
1. Подход в рамках теории социального действия М. Вебера, Т. Пар-сонса, решавшей задачу поиска доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии, где их система складывается из актов, схема которых следующая:

  • деятель;
  • другой;
  • нормы;
  • ценности;
  • ситуация.

2. Подход, описывающий структуру взаимодействия через ступени его развития, которая расчленяла действие не на акты, а на стадии, где последовательно осуществляются следующие действия:

  • пространственный контакт;
  • психический контакт;
  • социальный контакт;
  • взаимодействие;
  • социальное отношение.

3. Подход, представленный транзактным анализом, предлагающим регулирование действий через позиции с учетом характера ситуаций и взаимодействия [8], где каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций с характерной для нее стратегией взаимодействия:

  • родитель;
  • взрослый;
  • ребенок (дитя).

Таким образом, о продуктивности взаимодействия мы можем говорить тогда, когда транзакции носят комплементарный, взаимодополняющий характер; участники общения адекватно понимают ситуацию; адекватно действуют в рамках ситуации. Известные классификации стилей взаимодействия включают: официальные события, случайные встречи, формальные контакты [100]; или ритуалы, полуритуалы и игры. Наиболее интересной представляется отечественная классификация в соответствии с направленностью: социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные [44, 45].
Стили действий специфичны в зависимости от ситуации и разделяются на следующие три основных:

  • ритуальный, задающийся культурой;
  • манипулятивный, предполагающий психологическое воздействие;
  • гуманистический, имеющий развивающий характер.

Виды взаимодействий в соответствии с разными подходами подразделяются чаще всего по знаку на положительные и отрицательные. То есть, в сущности, на способствующие или препятствующие совместной деятельности, используемые при этом определения подчеркивают оппозицию: согласие-конфликт, ассоциация-диссоциация и, наконец, кооперация-конкуренция. Последнюю пару, представляющуюся нам наиболее интересной, мы и рассмотрим подробнее.
1. Кооперация — как координация, упорядочивание и кумуляция сил участников взаимодействия. Средством соединения индивидуальных результатов деятельности участников с общим конечным результатом становятся развившиеся в ее ходе отношения.
2. Конкуренция — в наиболее яркой ее форме рассматриваемая как конфликт, описание которого включает четыре основные характеристики:

  • структуру — ситуацию, позиции, объект, инцидент, развитие, разрешение;
  • типологию — конструктивный и деструктивный;
  • динамику;
  • функцию.

Надо сказать, что при анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, вне общего контекста которой ни один из видов взаимодействия не может быть рассмотрен. Представляющаяся наиболее интересной в контексте делового общения типология взаимодействий была предложена Р. Бейлсом, который свел все образцы взаимодействий в категории и выделил четыре области, в которых фиксировались проявления групповой деятельности:
1) позитивных эмоций:

  • солидарность;
  • снятие напряжения;
  • согласие;

2) решения проблем:

  • предложение;
  • мнение;
  • ориентация других;

3) постановки проблем:

  • просьба об информации;
  • просьба высказать мнение;
  • просьба об указании;

4) негативных эмоций:

  • несогласие;
  • создание напряженности;
  • демонстрация антагонизма.

Основная претензия, предъявляемая к этой схеме, гласит, что в ней не учитывается содержание общей групповой деятельности, т. е. она достаточно формальна.
Однако существует еще одно важное направление в социальной психологии — интеракционизм, полагающее взаимодействие отправной точкой любого социально-психологического анализа. Его основоположник, Г. Мид связывал становление самосознания и системы «Я» с взаимодействием, в процессе которого, согласно его взглядам, только и формируется личность человека. Опираясь на представления В. Джемса о двух началах «Я» и используя идею Ч. Кули о зеркальном «Я», Г. Мид пришел к выводу о формировании личности в процессе
деятельности и ее осознания. Главной идеей его концепции стала идея о том, что личность человека формируется во взаимодействии с другими личностями, причем основным механизмом этого процесса выступает контролирование действий личности представлениями о ней, имеющимися у окружающих. Эта позиция подтверждается, в частности, и нашими последними исследованиями детерминант становления личности ребенка, когда прослеживается прямая связь между уровнем развития его самосознания, формирования «Я-концепции» и стилем родительско-детских отношений в его семье. Тем не менее, концепция Г. Мида имеет явный дефект: приравнивая коммуникацию к интеракции, он не дифференцировал в общении таких его аспектов, как обмен информацией и организация совместной деятельности. И тут на помощь приходит характерный для отечественной психологии деятельностный подход, который и в социальной психологии раскрывает смысл взаимодействия через включенность его в общую деятельность. Так, в качестве конкретного содержания различных форм деятельности выступает соотношение вкладов в нее участников. В одной из схем [84] выделяются при этом следующие возможные формы или модели:

  • совместно-индивидуальная деятельность — исполнение участниками своей работы независимо от других;
  • совместно-последовательная деятельность — выполнение общей задачи участниками последовательно;
  • совместно-взаимодействующая деятельность — одновременное взаимодействие участника со всеми.

Еще одним существенным вопросом является взаимосвязь между системами взаимодействия и отношений. Межличностные отношения определяют как тип взаимодействия, так и его выраженность, при этом эмоциональная основа отношений порождает оценки, ориентации и установки участников, окрашивая отношения и делая их экспрессивными. Надо заметить, что если стратегия взаимодействия зависит от характера и особенностей общественных отношений, то его тактика предопределена представлениями участников друг о друге.
Поэтому для выявления механизма взаимодействия следует определить, каким образом намерения, мотивы и установки участников сочетаются между собой и как они проявляются при принятии ими решений, что в конечном итоге сводится к вопросу о принципах формирования образа партнера по общению и взаимодействию, а значит, к рассмотрению такого аспекта общения, как перцепция.

 
Читайте также


© 2011 - 2016 psy-navigator.ru