Главная | Статьи | Контакты
Психологическое влияние
Навигация: Главная Общение как способ психологического влияния Перцепция и аффективно-когнитивная функция общения
Психология влияния
Практические методы психологического влияния
Это интересно
Эмоциональные манипуляции - распознать и остановить
Мы все эмоциональные манипуляторы! Эмоциональные манипуляторы есть везде, вы можете даже найти их среди детей в возрасте 2-3
Средства психологического воздействия и манипуляции общественным сознанием в рекламе
Реклама - это нужное явление рыночной экономики. Так считает 36,67% опрошенных. Люди еще точно не определили своего отношения к
Искусство ведения переговоров
Нас убеждают не аргументы, которые можно проанализировать, а тон и темперамент, манера речи, то есть сам человек. Сэмюэль
Психолог Одесса
Перцепция и аффективно-когнитивная функция общения

Как мы убедились, в процессе общения непременным его условием выступает взаимопонимание между партнерами, которое может быть рассмотрено и как собственно понимание, и как принятие следующих характеристик:

  • целей участников;
  • мотивов участников;
  • установок участников.

При этом принципиально важным становится то, как каждый из участников взаимодействия, или коммуникации, воспринимает своего партнера по общению. Таким образом, именно процесс восприятия, социальной перцепции может быть назван обязательной составной частью всякого межличностного общения. Здесь надо заметить, что первоначальное понимание социальной перцепции как социальной детерминации позднее было откорректировано в сторону понимания под ней восприятия лишь социальных объектов — от людей до социальных групп. В современном представлении понятие социальной перцепции является более ограниченным, узким, нежели восприятия человека человеком вообще. Поэтому далее мы будем говорить о межличностной перцепции или восприятии, непосредственно включенных в межличностное общение.
Следует уточнить, что в силу специфики восприятия социальных объектов и наличия целого ряда феноменов, возникающих при этом, сам термин восприятие представляется некорректным и заменяется некоторыми исследователями понятием познание. В таком случае это понятие наделяется дополнительными чертами, в частности, в него включается формирование представления о субъект-объектных отношениях, связывающих участников этого процесса. В рамках другого подхода, связанного с транзактным анализом, активное участие субъекта в транзакции предполагает учет им роли следующих детерминант ситуации восприятия:

  • ожиданий;
  • намерений;
  • прошлого опыта.

Таким образом, важным становится то, что познание другого человека в перцептивной ситуации рассматривается в качестве основания и для понимания партнера, и для проведения с ним согласованных действий, и для установления отношений. Поэтому можно утверждать, что процесс восприятия человеком человека предполагает следующее:

  • восприятие внешних признаков партнера;
  • соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого;
  • интерпретация на этом основании его поступков.

Каковы же механизмы взаимовосприятия и взаимопонимания человека человеком в процессе межличностного общения? Прежде всего, впечатления, возникающие при межличностном общении, имеют важное значение, играя регулятивную роль в его процессе, предопределяя успех совместной деятельности. Кроме того, процесс познания партнера по общению оказывает влияние и на формирование познающего.
Уровень самосознания субъекта познания самым непосредственным образом влияет на его представления об объекте познания — партнере по общению. Обретение самоидентичности возможно лишь путем идентификации, сопоставления с другим человеком. Осознание себя через другого путем сравнения себя с ним, обогащение представлений о себе посредством расширения сферы знаний о партнере является сутью процесса познания человека. В свое время эту позицию обозначил на философском уровне еще Л. Фейербах, сказав: «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». В психологии эту позицию занимали многие исследователи, в частности Л. С. Выготский, Г. Мид, Ч. Кули и др. Корни этого процесса уходят в детство, сензитивный период становления «Я-концепции» человека, когда ребенок, соотнося себя со значимыми другими, формирует первые представления о себе. Процесс достижения идентичностей разного рода — от тендерной до социальной, возрастной, номинативной и ценностной, путем сопоставления себя с родителями в детстве, может выступать как прообраз осознания себя через партнера по общению во взрослости. Надо заметить, что соотнесение себя с другим, сравнение характеристик возможно лишь в ходе совместной деятельности, в частности деятельности общения. Заметим здесь, что именно на способности и стремлении к идентификации, отождествлении себя с другим, основан такой метод психологического воздействия в процессе общения, как побуждение к подражанию, или уподобление, о котором мы будем подробно говорить дальше. В ситуации общения, взаимодействия прием уподобления себя партнеру применяется в целях улучшения понимания его потребностей, мотивов,
| установок и, в свою очередь, получения представления о том, как партнер понимает аналогичные характеристики. Таким образом, мы видим, что именно идентификация выступает в качестве важнейшего из механизмов понимания и познания как себя через другого, так и другого через себя.
Следующим принципиально важным механизмом познания и понимания является эмпатия, схожая по своему алгоритму с идентификацией, суть которой состоит также в умении, способности сопоставить себя с другим, поставить на его место, то есть учесть его позицию, точку зрения, подход. Способность к эмпатии как аффективной — в" форме вчувствования, так и когнитивной — в форме вдумывания определяет адекватность понимания партнера по общению. Мы полагаем, что именно когнитивная эмпатийность и становится той важнейшей характеристикой личности, которая обеспечивает успешность познания одним человеком другого. Собственно, как раз этот вид эмпатии и может быть признан основополагающим условием для запуска механизма процесса перцепции.
Далее вступает в действие явление рефлексии как осознания одним из партнеров по общению того, как он воспринимается другим, оказывающее выраженное влияние на процесс взаимодействия. Это сложное явление, которое можно представить в качестве производной от функции идентификации и эмпатии, когда каждый из участников, отражая другого, воспроизводит его представления о себе. Причем численность отражаемых образов практически не ограничена и, варьируя от шести у Дж. Холмса до восьми у Т. Ньюкома, Ч. Кули, может быть расширена и далее в зависимости от количества членов социальной группы.
Создание моделей образования рефлексивной структуры в ситуации взаимодействия, как диадического у Г. Гибша, М. Форверга, так и группового, является весьма важным для понимания механизма рефлексии как межличностного познания. Теперь, рассмотрев основные механизмы, попробуем обратиться к следующим явлениям, описываемым и как механизмы перцепции, и как сопровождающие ее эффекты. Это, прежде всего, интерпретация как оценивание друг друга партнерами по общению и каузальная атрибуция как приписывание друг другу причин поведения в условиях недостаточности достоверной информации. Причем интерпретация может иметь когнитивный характер, быть рациональной, в случае если знание причин поведения партнера по общению позволяет выстроить систему его логического объяснения.
Итак, атрибуция представляет из себя систему способов приписывания партнеру по общению причин или образцов поведения, неких личностных характеристик, осуществляемых вынужденно, в силу нехватки сведений. Являясь понятием более широким, нежели интерпретация, каузальная атрибуция включает и интерпретацию поведения и поступков, намерений, чувств, качеств личности как своих так и партнера по общению. Изучение феномена каузальной атрибуции как приписывания в условиях дефицита информации стало предметом изучения отдельной отрасли социальной психологии в трудах Г. Келли, Э. Джонса, К. Дэвиа, Д. Кенноуза и др. На основании разнообразных исследований процессов атрибуции были сделаны выводы о том, что именно они составляют основное содержание и сущность перцепции, межличностного восприятия. Согласно имеющимся представлениям, характер и степень атрибуции, приписывания зависят от следующих особенностей оцениваемого поведения.
1. Меры оригинальности, уникальности предпринятых действий и совершенных поступков, когда:

  • нетипичное поведение предполагает возможность различных интерпретаций и увеличивает диапазон приписывания;
  • типичное, стереотипное поведение не представляет такой возможности.

Уровня социальной приемлемости или неприемлемости предпринятых действий и совершенных поступков, когда:

  • социально неприемлемое поведение предполагает возможность разной трактовки его причин и расширяет зону объяснений;
  • социально приемлемое, ожидаемое поведение исключает такую возможность.

Так, С. Л. Рубинштейн подчеркивал расширение диапазона возможностей процесса познания человека человеком в зависимости от привычности условий и обычности образцов. Весьма существенным условием характера атрибутивного процесса является следующее. 1. Позиция субъекта восприятия, нахождение его внутри ситуации или вовне, то есть выступает ли он в качестве участника или как наблюдатель событий. При этом отдельно обсуждается вопрос о приписывании ответственности за события как части процесса познания другого.
В частности, Г. Келли описывал несколько следующих типов атрибуции:

  • личностную атрибуцию — причина поступка или действия приписывается тому, кто его совершил, субъекту, в основном свойственна наблюдателю;
  • объектную атрибуцию — причина поступка или действия приписывается тому, на кого направлено действие, объекту;
  • обстоятельственную атрибуцию — причина поступка или действия приписывается обстоятельствам, контексту ситуации, в основном свойственна участнику.

2. Особенности субъекта восприятия:

  • преимущественная направленность субъекта восприятия на фиксацию физических черт, что сужает область приписывания;
  • преимущественная направленность субъекта восприятия на фиксацию психологических черт, что расширяет область приписывания.

3. Предшествующая оценка субъектом объектов восприятия по Ф. Хайдеру:

  • склонность завышать оценку ранее хорошо себя зарекомендовавшим;
  • склонность занижать оценку ранее плохо себя зарекомендовавшим.

Здесь следует заметить, что существует идея так называемых контрастных представлений, согласно которой субъекту восприятия, выступающему в роли наблюдателя, свойственно, приписывая объекту негативные черты, оценивать себя на его фоне позитивно.
4. Установка субъекта восприятия, существовавшая до формирования первого впечатления [11, 12]:

  • негативная установка, заставляющая наделять объект отрицательными характеристиками;
  • позитивная установка, позволяющая приписывать объекту позитивные характеристики.

5. Социальные стереотипы в общении, возникающие при познании людьми друг друга и свойственные субъекту восприятия, как некие устойчивые образы человека или явления, следствиями которых являются:

  • упрощение процесса познания, сокращающее затрачиваемое время, когда образ другого заменяется штампом;
  • предубеждение, когда суждение строится на основании ограниченного прошлого опыта и имеющегося негативного образа.

6. Возраст субъекта восприятия, оказывающий влияние на точность восприятия и понимания [11, 12]:

  • улучшение дифференцировки эмоциональных состояний с возрастом;
  • более точное определение возраста сверстников.

7. Пол субъекта восприятия:

  • женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения;
  • мужчины точнее идентифицируют уровень интеллекта объекта восприятия.

8. Темперамент субъекта восприятия:

  • интроверты точнее оценивают отрицательные эмоциональные состояния и хуже экспрессивные признаки;
  • экстраверты точнее опознают экспрессивные и внешние характеристики и хуже ситуативные признаки.

9. Социальный интеллект субъекта восприятия, как способность личности, основанную на специфике познавательных процессов, эмоциональном и социальном опыте познавать себя и других, и прогнозировать поведение [84, 29] у Э. Торндайка. Базируется на следующих свойствах:
социально-психологической наблюдательности; наглядно-образной памяти;
рефлексивном осмысливании действительности и поведения; информации; развитом воображении;
способности к анализу и синтезу психологической информации.
10. Объем общения, или количество контактов — чем больше контакты субъекта с представителями разных социальных групп, тем точнее его восприятие:

  • опыт межличностного общения;
  • профессиональная деятельность субъекта восприятия, от которых зависят разные объемы общения с людьми.

Все вышеперечисленные исследования касались, главным образом, особенностей субъекта восприятия, однако понятно, что существенным фактором, влияющим на адекватность перцепции, является и специфика объекта восприятия, в частности таких его характеристик, как его открытость или закрытость.
Еще одна область исследований процесса перцепции касается выделения разнообразных эффектов, возникающих при восприятии, в том числе и при восприятии человека человеком. Как правило, выделяют следующие эффекты, большинство из которых можно рассматривать как проявления процесса стереотипизации: края, недавности, ореола, первичности, новизны, ожесточения, снисходительности, бумеранга. О некоторых из них мы подробнее будем говорить далее, в разделе, посвященном видам психологического влияния.
Итак, можно утверждать, что процесс межличностного познания и восприятия имеет сложную природу, а характер его протекания и результат зависят от адекватности восприятия субъектом объекта. Надо сказать, что само понятие адекватности или точности восприятия является достаточно условным, поскольку когда речь идет не о физических объектах, характеристики которых поддаются точной фиксации, абсолютно объективную картину получить нельзя. Таким образом, впечатление субъекта восприятия об объекте невозможно проверить объективно, подтвердив или опровергнув и оценив степень его точности.
Понятно, что ни одна диагностическая методика не является совершенным инструментом измерения и оценки характеристик и качеств личности помимо всего прочего и постольку, поскольку и при составлении его, и при интерпретации имеют место все те же явления и эффекты восприятия. Факт наличия искажений поступающей информации, возникающих вследствие развертывания рассмотренных нами механизмов перцепции, может быть установлен, но не может быть устранен. Также невозможна оценка степени искажений и коррекция впечатления, что заставляет прибегнуть к более тщательному изучению перцептивных способностей субъекта восприятия, позволяющему установить, каково же на самом деле соотношение характеристик субъекта и объекта. При экспериментальных исследованиях этого соотношения выявляются следующие основные группы факторов:

  • переменные, посредством которых субъект описывает себя;
  • переменные, посредством которых субъект описывает ранее знакомых;
  • переменные, посредством которых субъект описывает отношения между собой и объектом;
  • контекст ситуации, в которой осуществляется процесс перцепции.

Весьма интересны в связи с этим так называемые иллюзорные корреляции, своеобразные стереотипы, основанные даже не столько на эмпирическом опыте субъекта, сколько на компиляции разнородных фрагментов знаний и представлений, полученных из разных источников. Эксперименты, направленные на установление природы имеющихся стереотипов, подтвердили это, в то же время другие исследования показали, что по мере существования достаточно продолжительного контакта возникающая в его процессе пристрастность субъекта к объекту приводит к дополнительным искажениям.
И, наконец, последнее явление, которое должно быть упомянуто при рассмотрении проблематики восприятия, это аттракция — продукт и сам процесс формирования привлекательности объекта восприятия для его субъекта. Возникновение его связано с подключением к процессам перцепции эмоциональной сферы личности субъекта восприятия и появлением специфического эмоционального отношения субъекта к объекту. Такого рода привязанность, провоцирующая проявление целой гаммы разнообразных чувств, порождается его оценкой и выражается в виде социальной установки. Как уже упоминалось выше, одной из важнейших характеристик межличностного общения является реализация определенных общественных и межличностных отношений, с которыми и связано явление аттракции. Логика изучения межличностного восприятия привела к тому, что научному анализу подвергается процесс, в рамках которого существует объект восприятия, оцениваемый субъектом в категориях, свойственных аффективной сфере. В контексте групповой деятельности возникает новая интерпретация функций аттракции, в частности такой, как функция эмоциональной регуляции внутригрупповых отношений. Таким образом, можно говорить о том, что одни исследователи связывают аттракцию с перцептивной стороной общения, выделяя в ней уровни и рассматривая ее как процесс и результат привлекательности одного человека для другого ([2]. Другие считают аттракцию своеобразной социальной установкой, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент [23]. Третьи говорят об одно- двунаправленном притяжении, означающем потребность одного человека быть вместе с другим [54]. Существует и противоположное аттракции понятие негации, связанное с наличием у партнера по общению качеств, воспринимаемых как негативные и вызывающих в связи с этим отрицательные эмоции.
Таким образом, завершая данный раздел, можно перечислить следующие механизмы взаимопонимания и межличностного познания, влияющие на адекватность формирования образа воспринимаемого объекта:

  • проекция — перенос на объект психических особенностей субъекта;
  • стереотипизация — отнесение объекта к одному из известных субъекту типов, в результате стремления или необходимости строить выводы на базе ограниченной информации;
  • примитивизация — сглаживание субъектом реально существующих противоречивых психологических характеристик объекта;
  • идеализация — наделение объекта исключительно положительными качествами, вне зависимости от реального поведения;
  • этноцентрация — пропускание информации об объекте через фильтр, связанный с этническим образом жизни;
  • приписывания — приписывание объекту мотивов в условиях недостаточной информированности субъекта;
  • интерпретации — соотнесение субъектом личностного опыта познания с объектом;
  • идентификации — отождествление субъектом себя с объектом;
  • рефлексия — осознание субъектом того, как он воспринимается объектом.

Формирование межличностных отношений в процессе общения включает динамику, механизм регулирования и условия развития межличностных отношений. Динамика их развития предполагает прохождение ими нескольких этапов [54]:

  • знакомство;
  • приятельские отношения;
  • товарищеские отношения;
  • дружеские отношения.

В качестве механизма развития межличностных отношений выступает, по мнению Н. Н. Обозова, эмпатия как отклик личности на переживание другой личности. Рассматриваемая как процесс, включающий эмоциональные, рациональные и действенные компоненты, она подразделяется им на следующие уровни (в нашей модификации):
1) рациональная эмпатия, проявляющаяся как понимание психического состояния другого без изменения своего состояния;
2) эмоциональная эмпатия, выражающаяся не только в понимании, но и в сопереживании — эмоциональном отреагировании;
3) синтетическая эмпатия, включающая все три компонента:

  • рациональный;
  • эмоциональный;
  • поведенческий.

Все виды эмпатии имеют сложные структурные связи. Весьма близким к понятию эмпатии является синтонность, или способность приобщаться к эмоциональной сфере другой личности, обусловленной потребностью в эмоциональном контакте. В качестве механизма развития межличностных отношений эмпатия способствует их становлению и стабилизации. Именно на основе эмпатии развивается эмоциональное и деловое импонирование. Условия развития межличностных отношений в процессе общения влияют на их особенности и динамику. Прежде всего, это:

  • виды совместной деятельности — работа, отдых, учеба;
  • ситуация — обычная, экстремальная;
  • этническая среда — монополиэтническая;
  • материальные ресурсы;
  • социокультурная среда;
  • временные характеристики.

Итак, межличностные отношения представляют из себя систему диспозиций — установок, ценностей, ожиданий, стереотипов, через которые собственно люди и воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения переживаются субъективно и отражаются объективно в характере и способах взаимных влияний между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Таким образом, рассмотренные в единстве три аспекта общения и три его функции создают условия оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. В связи с этим одной из основных задач социальной психологии является разработка средств, способствующих коррекции процесса общения, совершенствования его навыков, улучшения коммуникативной компетентности. Прежде всего это касается тех отраслей деятельности, которые профессионально связаны с общением.

 
Читайте также


© 2011 - 2016 psy-navigator.ru