Главная | Статьи | Контакты
Психологическое влияние
Навигация: Главная Психологическое влияние как воздействие Средства влияния. Влияние посредством стимулирования сенсорной системы объекта
Психология влияния
Практические методы психологического влияния
Это интересно
Эмоциональные манипуляции - распознать и остановить
Мы все эмоциональные манипуляторы! Эмоциональные манипуляторы есть везде, вы можете даже найти их среди детей в возрасте 2-3
Средства психологического воздействия и манипуляции общественным сознанием в рекламе
Реклама - это нужное явление рыночной экономики. Так считает 36,67% опрошенных. Люди еще точно не определили своего отношения к
Искусство ведения переговоров
Нас убеждают не аргументы, которые можно проанализировать, а тон и темперамент, манера речи, то есть сам человек. Сэмюэль
Психолог Одесса
Средства влияния. Влияние посредством стимулирования сенсорной системы объекта

Одними из познавательных психических процессов, имеющих непосредственное отношение к предмету нашего разговора — психологическому влиянию, наряду с восприятием, памятью, воображением и мышлением, являются ощущения. Причем именно ощущения, равно как и восприятия, находятся на переднем крае осуществляющегося воздействия. Строго говоря, сенсорика как понятие, обобщающее ощущения и восприятия, могло бы точнее всего обозначить контекст рассматриваемого нами далее воздействия. Однако в отличие от ощущения в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств.

Поскольку образ восприятия несводим к простой сумме ощущений, мы подойдем к рассмотрению вопроса о воздействии путем сенсорного стимулирования дифференцированно. Итак, изначально ощущения возникают вследствие действия стимулов-раздражителей химической или физической природы, вызывающих нервные процессы возбуждения, на рецепторы соответствующих анализаторов.

Далее, передаваясь в корковую часть анализатора, физиологический процесс превращается в психический — ощущение, которое может иметь разные модальности или быть интермодальным.

Вообще, одной из важнейших особенностей невербального влияния является его полисенсорная природа, когда воздействие осуществляется через разные сенсорные системы — слух, зрение, хемо- и терморецепцию, а также кожно-тактильное чувство. Мы далее подробно рассмотрим действие стимулов, вызывающих лишь дистантные экстерорецептивные ощущения, к которым относятся слуховые, зрительные и обонятельные, памятуя, однако, о том, что контактные, тактильные ощущения также играют существенную роль в процессе воздействия. При этом мы полагаем возможным отнесение их к факторам
психологического воздействия постольку, поскольку при минимальных физическо-механических характеристиках (продолжительности, интенсивности) воздействия их на соответствующие рецепторы психологический эффект может быть несоизмерим с силой раздражителя из-за наличия определенного гештальта у объекта. То есть прикосновения, воздействуя на тактильные анализаторы в силу своей физической природы, могут иметь в основном символическое значение, возникающее путем обобщения чувственного опыта, помещенного в конкретный социо- или этнокультурный контекст. Таким образом, основой психологического влияния, оказываемого посредством таксического компонента общения как взаимодействия и интеракции, часто является именно гештальт. Выделим также еще две группы воздействующих стимулов и, соответственно, ощущений: производные от первых трех — темпоритмальные и комплексные — интер- или полимодальные. Последние две категории обозначены нами в соответствии с природой стимула-раздражителя, инициирующего физический — физиологический — психический процесс. На самом деле, вероятно, следовало бы описать здесь и воздействие контактных стимулов через интеро- и проприорецепторы, но в силу ограниченности экспериментальных данных соответствующего формата и объема нашей работы мы лишь упомянем об их присутствии. Итак, ограничимся рассмотрением пяти упомянутых стимулов.
Средства психологического влияния, ориентированные на стимулирование различных анализаторов — зрительного, слухового, обонятельного, а также комплексно воздействующие на несколько анализаторов, делятся на несколько групп:

  • визуальные стимуляторы;
  • аудиальные стимуляторы;
  • ольфакторные стимуляторы;
  • темпоритмальные стимуляторы;
  • тактильные стимуляторы;
  • полимодальные, объединяющие все предыдущие стимуляторы.

Визуальные стимулы. Итак, начнем с визуальных стимуляторов,
действующих на зрительный анализатор. Представлены визуалистическими и оптико-кинестетическими средствами общения. Рассмотрим основные группы эффектов, возникающих при этом. Все они являются следствием действия следующих ориентировочных реакций, вызванных или вызывающих:
1) неравномерность визуального фона вследствие:

  • появления или исчезновения визуальных стимулов;
  • отличия от стимулов, расположенных в поле зрения;

2) несоответствие видимого фрагмента изображения зрительному стереотипу вследствие:

  • ракурса рассмотрения;
  • отсутствия привычных фрагментов изображения;
  • изменения темпа движения;
  • появления объекта в непривычном контексте;

3) облегчение концентрации внимания вследствие:

  • фиксации на движущихся объектах;
  • светящихся точках и т. д.;

4) эмоциональную реакцию за счет физических характеристик стимулов:

  • цвета;
  • яркости;

5) ассоциации и эмоциональные реакции, обусловленные спецификой гештальта, связанного факторами:

  • близости;
  • продолжения;
  • сходства;
  • общей судьбы;

6) отнесение в рамках культуры стимула к конкретному смысловому контексту:

  • с возникновением эффектов комического;
  • связывания старого и нового контекста;

7) реакции, обусловленные символическим значением стимулов в результате восприятия в соответствии:

  • с чувственным опытом;
  • с символическим значением сторон тела;
  • с фантастическими допущениями;

8) наличие сложных композиций ситуации, несущей смысловую нагрузку в конкретной культуре, задающей контекст, обеспечивающий:

  • эмоциональную нагрузку;
  • смысловую нагрузку;

9) включенность символов в определенный культурный контекст вследствие наличия:

  • конкретного коллективного опыта;
  • особой личностно значимой ситуации;

10) способность вызвать переживания, побуждающие активность.

Аудиальные стимулы. Следующий вид стимулирования анализаторов — использование аудиальных средств, ориентированных на слуховой анализатор. Представлены аудиально-акустическими и акустическими средствами общения.
Виды психологического влияния посредством оказания звукового воздействия могут быть следующими:
1) гетерогенность, или изменение аудиополя;
2) нарушение аудиоконтекста, добавление эмоционального компонента;
3) концентрация внимания, обусловленная спецификой аудиосигналов;
4) аудиогештальты, порождающие ассоциации и эмоциональные реакции;
5) помещение аудиостимула в конкретный контекст в рамках культуры;
6) сопоставление аудиостимула с конкретной ситуацией, наделенной смыслом для индивида;
Т} эстетические переживания, порождаемые комплексным аудио-влиянием;
8) локальные переживания под влиянием аудиосигналов и их осмысление и рефлексия;
9) символические значения аудиостимулов, порождаемые:

  • чувственным опытом индивидуума;
  • культурой социума;

10) физические свойства аудиостимулов:

  • высота звука;
  • тембр звука;
  • сила звука.

Таким образом, психологическое влияние на человека посредством аудиостимулов, воздействующих на слуховой анализатор, может быть сведено к перечисленным выше формам.

Темпоритмальные стимулы. Представлены аудиально-акустическими и визуально-кинетическими средствами общения. Первые две группы стимулов могут влиять на объект непосредственно и за счет специфического характера их предъявления, а именно темпа и ритма предъявления видео- и аудиостимулов, способствующих:
1) концентрации внимания в следующих ситуациях:

  • во время суггестии и гипноза;
  • в процессе овладения двигательными навыками;
  • для согласования совместной деятельности;

2) изменению актуального состояния сознания;
3) усилению эмоционального заражения.

Тактильные стимулы. Отдельная группа стимулов, достаточно распространенных и имеющих определенное значение как средство воздействия. Существенно отличается от всех остальных рассматриваемых здесь групп стимулов тем, что, относясь к категории контактных, а не дистантных, иногда может оказывать преимущественно психологическое воздействие. Поэтому может быть, по нашим представлениям, условно отнесена к средствам психологического влияния, поскольку характер и эффективность воздействия с ее помощью определяется, прежде всего, не физическими, а психологическими ее характеристиками. Прикосновения воздействуют на тактильные анализаторы в силу своей физической природы и часто имеют в основном символическое значение, возникающее путем обобщения чувственного опыта, помещенного в некий социокультурный или этнокультурный контекст. Основой психологического влияния, оказываемого прикосновениями, часто также является именно гештальт. Представлены тактильно-кинестетическими средствами общения:

  • прикосновение;
  • пожатие:
  • поглаживание;
  • похлопывание;
  • ведение;
  • объятие;
  • рукопожатие.

Прикосновение может быть средством психологического влияния в силу следующих причин:
1) характера сложившегося у объекта гештальта;
2) отнесения объектом стимула к определенной ситуации или смысловому контексту путем:

  • сопоставления стимула с конкретной ситуацией, наделенной смыслом для индивида;
  • помещения стимула в конкретный контекст в рамках культуры; 3) символического значения для объекта стимулов, порождаемого:
  • чувственным опытом индивидуума;
  • культурой социума.

Ольфакторные стимулы. Отдельная группа стимулов, широко распространенных и имеющих важное значение как средство воздействия. Запахи воздействуют на обонятельные анализаторы в силу своей химической природы и часто имеют символическое значение, возникающее путем обобщения чувственного опыта, помещенного в социокультурный контекст. Основой психологического влияния, оказываемого запахами, также является прежде всего гештальт. Представлено ольфакторными средствами общения.
Совокупность запахов, их композиция может быть средством психологического влияния в силу следующих причин:
1) состава летучего химического вещества, способного вызвать соответствующие ощущения;
2) внезапных изменений композиции веществ;
3) характера гештальта, сложившегося на основе композиции;
4) отнесения стимула к конкретному смысловому контексту или ситуации путем:

  • сопоставления стимула с конкретной ситуацией, наделенной смыслом для индивида;
  • помещения стимула в конкретный контекст в рамках культуры;

5) символического значения стимулов, порождаемого:

  • чувственным опытом индивидуума;
  • культурой социума.

Полимодальные стимулы. В отдельную обширную группу выделим стимулы, имеющие поливалентную природу, способные воздействовать на рецепторы нескольких анализаторов сразу. Итак, стимулы, относящиеся к разным сенсорным модальностям, или интермодальные стимулы, образуют полимодальные гештальты. Именно комплексные образы этих гештальтов, генез символического значения которых тесно связан с архетипами коллективного бессознательного, и предрасполагают индивидуума к тому, чтобы испытывать некие чувства по поводу ситуации или предмета либо осмысливать неким образом явление.
Психическое отражение глобальных явлений природы и конструирование картин мира происходит с помощью создания масштабных символических образований. Как нам представляется, и организующих связь впечатлений и переживаний с глубинной сущностью человека. Это интересная область, соприкасающаяся с разработками разных отраслей психологического знания от глубинной, пренатальной и трансперсональной психологии до психолингвистики, важными для понимания их роли в контексте проблематики психологического влияния. Однако, поскольку их анализ не входит в число задач данной работы, заметим только, что диагностично само по себе существование в языковой культуре целого класса метафор, а в культуре в целом — полимодальных гештальтов, воплощающих элементы чувственного опыта в контексте общей картины мира.
Что касается темы психологического влияния, можно говорить о том, что полимодальные гештальты воздействуют на индивидуума в силу следующих причин:

  • многомерности и разноплановости чувственного опыта, рождающегося в контакте с масштабными явлениями природы;
  • переживания и осмысления связей человека с миром и природой, отражающегося в концептуальной картине мира.

Применение невербальной и вербальной знаковых систем как средств влияния
Невербальные средства влияния. Тесно связанные со стимулами, ориентированными на анализаторы, невербальные компоненты общения являются весьма важными при оказании психологического влияния. Функции, которые они выполняют, очень многообразны, и это связано с несколькими причинами, к числу которых относится то, что невербальные средства общения:

  • исторически более древние, нежели вербальные;
  • непосредственно внешне проявляют внутренний мир индивидуума;
  • стандартизированы и стереотипизированы;
  • интерпретируются как знаковые;
  • приобретают символическую нагрузку;
  • выявляют особый смысл ситуации общения;
  • позволяют создать системы знаков в силу своей экспрессивности;
  • выступают в качестве исполнительного действия;
  • образуют моторные гештальты;
  • являются средством формирования образа через гештальт.

К числу невербальных средств влияния обычно относят следующие:
1) визуально-кинетические или паравербальные характеристики, выступающие как отражение психосоматического состояния субъекта, степени его эмоциональной напряженности:

  • тембр;
  • темп;
  • ритм;

2) кинетические или экспрессивно-двигательные характеристики:

  • такесические;
  • проксемические;
  • тактильно-кинетические;

3)аудиально-акустические или интонационно-фонетические характеристики, связанные со смысловым акцентированием и выступающие как один из приемов фасцинации, направленной на минимизацию потерь семантической информации:

  • акустической;
  • ритмической;
  • семантической.

Строго говоря, только прием акустической фасцинации может быть отнесен к интонационно-фонетическим характеристикам невербального влияния, а ритмическая и семантическая, скорее, могут быть выделены в отдельную группу. Интонирование же свидетельствует только об использовании приема фасцинации.
Психологическое влияние с помощью невербальных средств изучалось во множестве исследований, в том числе Н. В. Введенским, Е. А. Ермолаевой, Г. А. Ковалевым, В. С. Собкиным, Н. И. Смирновой и др., полученные результаты были обобщены В. А. Лабунской, перечислившей функции невербального поведения. На основании этих работ выделяются представляющиеся наиболее важными следующие из них:

  • создание образа партнера по общению;
  • манифестация психологического содержания сообщения с опережением;
  • регуляция пространственно-временных параметров общения;
  • поддержание оптимального уровня психологической близости в общении;
  • камуфлирование характеристик системы «Я» личности;
  • идентификация партнеров по общению;
  • стратификация в социуме;
  • обозначение статусно-ролевых отношений;
  • выражение качества взаимоотношений партнеров по общению;
  • формирование и изменение отношений партнеров по общению;
  • проявление актуальных психических состояний;
  • минимизация вербального сообщения и речевого общения;
  • уточнение вербального сообщения;
  • усиление эмоциональной насыщенности вербального сообщения;
  • контролирование аффекта;
  • нейтрализация аффекта;
  • привнесение социальной значимости в аффективное отношение;
  • регуляция процесса Возбуждения;
  • облегчение и разрядка возбуждения;
  • индикация психомоторной активности субъекта.

Именно способность невербальных компонентов общения к олицетворению, выражению, обозначению, изменению, номинации, коррекции, возможность для них выступать как способ отреагирования приводит к продуктивности их использования в качестве средства психологического влияния.
Следует заметить, что существует весьма интересный аспект этой темы, а именно вопрос соответствия целей психологического влияния в общении и средств, используемых для их реализации, в том числе невербальных. Как правило, в общении преобладают все же вербальные средства, а невербальные, лишь сопровождая их, остаются неосознанными, а следовательно, и не регулируются. Понятно, что продуктивность их использования при этих условиях ниже, чем она могла бы быть при целенаправленном, осознанном и регулируемом употреблении. Осознаются они лишь при следующих обстоятельствах необходимости:

  • микширования эффекта вербального влияния;
  • смещения акцента в сообщении;
  • замещения речевого средства;
  • уточнения или изменения смысла сообщения;
  • усиления эмоциональной окраски сообщения;
  • демонстрации различий статуса партнеров;
  • поддержания оптимальной дистанции;
  • маскировки намерений и проявлений.

При этом ситуация противоречия задачи общения, решаемой с осознанным применением вербальных средств и неосознанных чувств,
проявляемых невербально, приводит к возникновению диссонанса, который:

  • демонстрирует намерения источника сообщения;
  • уменьшает ценность вербального сообщения;
  • становится причиной изменения отношений между партнерами;
  • создает ситуацию оппозиции партнеров;
  • снижает уровень доверия к источнику.

Как видим, в таком случае невербальные средства влияния могут снизить эффективность влияния путем обесценивания сообщения, передаваемого вербально, или искажения его смысла.
Подводя итоги, следует сказать, что при всей ценности и значимости невербальных средств общения и влияния они в силу не всегда возможного произвольного контроля часто привносят в общение выраженные побочные эффекты, что приводит к снижению продуктивности психологического влияния в его рамках.

 
Читайте также


© 2011 - 2016 psy-navigator.ru