Такого рода цели ставятся тогда, когда нужно сконструировать систему предпосылок для возникновения у объекта некой реакции, скорее аффективной, нежели когнитивной. Цель достигается с помощью соединения двух эмоционально оппозиционных стимулов — экспрессивного и нейтрального. Задача решается путем создания маркерного признака ситуации, то есть ее обозначения, маркировки. Отнесенность маркера к конкретной ситуации закрепляется в сознании объекта путем ассоциирования между неким аффективно окрашенным и нейтральным стимулом. Механизмами этого процесса становятся следующие:
1) внимание — непроизвольное и произвольное;
2) запоминание — непроизвольное и произвольное;
3) генерализация аффективных реакций.
При постановке целей оказания психологического влияния создаются специальные условия для подобного рода ассоциирования за счет объединения нужных стимулов с факторами, изначально присутствующими в определенной установке. К контексту, условиям, способствующим формированию установок и стереотипов оценок, можно отнести следующие:
Одним из приемов является разрушение стереотипных установок и оценок, который может применяться как в отношении субъекта, так и в отношении объекта, причем возможны следующие сочетания:
Создание оптимальных обстоятельств для изменения установок или стереотипа оценок может быть представлено в форме:
Итак, рассмотрим здесь методы психологического влияния на этой основе.
Метод формирования и модификации операциональных установок и стереотипов, включающий приемы:
1) маркирование новых элементов — при включении в контекст ситуации, при номинации;
2) включение объекта — в повторяющуюся деятельность и референтную группу;
3) разрушение стереотипов оценок в ситуации противостояния и на фоне зашумления;
4) изменение референтной группы и основы стереотипа;
5) привлечение в иначе организованную деятельность.
Метод модификации опосредующей роли и содержания групповых норм, включающий приемы:
1) создание образа удовлетворения потребностей за счет членства в группе;
2) регуляция членства в группе;
3) изменение деятельности группы за счет включения ее в более широкую общность;
4) вербальное воздействие с целью изменения групповых норм
и изменения позиции лидера.
Метод изменения способности лидера воздействовать на групповую норму, включающий приемы:
1) кооптация лидера в новую референтную группу для изменения диспозиции;
2) ликвидация лидера административным путем;
3) дискредитация лидера;
4) модификация деятельности группы с целью смены лидера;
5) упрочение авторитета лидера за счет формирования лучшегв имиджа и обеспечения лучшего функционирования группы.
Метод изменения групповой сплоченности, включающий приемы:
1) воздействие на процесс групповой самоидентификации за счет:
2) обеспечение:
3) использование фактора внешней угрозы.
Метод формирования образа «Я», модифицирующего активность объекта, включающий приемы:
1) привлечение к деятельности с фиксацией внимания на ее значимости для объекта;
2) изменение значимости деятельности в целях позитивизации образа «Я»;
3) расширение спектра деятельностей для когнитивного усложнения образа «Я»;
4) привлечение к непосильной деятельности с фиксацией на ее значимости для объекта;
5) изменение значимости деятельности в целях негативизации образа «Я».