Эта группа методов влияния основана на знании познавательных процессов и закономерностей конструирования образов ситуации. Одна из основных задач здесь — презентация субъектом влияния информации, передаваемой объекту определенным способом, исходя из стратегической цели влияния. Итак, цели влияния определяют параметры оптимизации и конструирования и выбор используемых средств воздействия.
Приемы влияния, способствующие решению этой задачи, могут быть реализованы вместе, а также по отдельности и направлены на достижение следующих промежуточных целей с помощью следующих методов:
Рассмотрим далее несколько подробнее перечень приемов, сопоставив их с соответствующими методами влияния. Итак, существуют три основные метода.
Метод оптимизации предъявления информации, включающий приемы оптимизации:
Метод конструирования единообразной модели реальности, включающий следующие приемы:
1) фиксация внимания на однозначно представленных объектах, связях, оценках, отношениях, возможностях, перспективах;
2) оперативное информирование, упреждающее общественное мнение общества;
3) наставничество;
4) личный пример;
5) обеспечение видения ситуации за счет сообщения ложного факта;
6) закрепление стереотипа оценок или поведения путем ориентации групповой нормой;
7) апелляция к общественному мнению путем придания его огласке;
8) создание ориентирующей ситуации;
9) поддержание авторитета управленческой вертикали;
10) естественного следствия;
11) генерализации установки;
12) свидетельствования;
13) маркирование ситуации с использованием:
Метод конструирования психологически неоднозначной модели реальности, включающий приемы:
1) фрагментарность информирования;
2) фиксация внимания на:
3) контраст содержания:
4) использование неформальных каналов распространения слухов;
5) включение в систему противоречивых требований.