• Register

Методы модификации психических состояний объекта

Уровень активности индивидуума выражается, в том числе, и через его психосоматическое и психоэмоциональное состояние, проявляющееся также в характеристиках адекватности отражения, контроля, регуляции и коммуникативных свойствах. В основе всего комплекса вышеназванных качеств находятся два основных состояния — сознания и психики. Содержанием сознания как высшего уровня психического отражения и саморегуляции является динамическая структурированная система образов — умственных и чувственных.
Сознание, будучи обусловленным внешними независимыми факторами, описывается следующими характеристиками:
1) активностью;
2) направленностью на предмет;
3) способностью к самонаблюдению;
4) мотивационно-ценностным характером;
5) различной степенью ясности.
Ранее мы коснулись тех аспектов влияния, которые направлены на высший уровень сознания — самосознание, образ «Я», «Я-концепцию» личности, а также ее компоненты, в частности мотивационно-потребностную сферу и ценностно-ориентационное пространство личности. Однако и последняя из перечисленных нами выше характеристик сознания, а именно степень его ясности, вполне может явиться мишенью психологического влияния. В свете этого соображения промежуточной целью и задачей психологического влияния может стать создание предпосылок для возникновения измененного состояния сознания. Существуют различные концепции изменения состояния сознания, одна из которых принадлежит Ч. Тарту, полагающему, что, в случае ели один из психофизиологических процессов, лежащих в основе сознания, изменится, вся система также подвергнется переменам. Поэтому любая модификация состояния сознания вполне может быть достигнута посредством изменения различных процессов.
Стадии вхождения в измененное состояние сознания описываются Ч. Тартом, который в своей теории выделил следующие:

  • дестабилизация начального состояния;
  • переструктурирующая стадия перехода;
  • стабилизация нового состояния.

На стадии дестабилизации возможно использование физиологического, химического и психологического факторов влияния, к последним из которых относятся:

  • сенсорная депривация;
  • визуально-ритмические;
  • аудиоритмические

На стадии переструктурирования, как правило, необходимо действие дополнительного сигнала, который может быть как спонтанным, случайным, так и заданным в целях оказания психологического воздействия.
Психические состояния как одна из основных форм проявления психики, наряду с психическими процессами и психическими свойствами личности, будучи отражением воздействий извне и изнутри, являются фоном для всякой деятельности. Понятно, что влияние на психические состояния объекта — одно из основных направлений психологического влияния вообще. Интерес и творческий подъем, убежденность и сомнение, апатия и угнетенность, переживаемые личностью, существенно сказываются на ее активности, определяя такие ее характеристики, как степень, направленность и динамика. Существенными при этом становятся такие особенности психических состояний:

  • уровень активности;
  • эмоциональные компоненты состояния;
  • возможность волевой регуляции состояния;
  • оптимальность состояния для деятельности;
  • внешние проявления состояния.

В связи с вышеизложенным психическим состояниям в практике психологического влияния всегда уделялось большое внимание, в особенности управлению массовыми процессами. Поэтому и спектр методов и приемов, направленных на оптимизацию состояний в рамках оказания психологического влияния, весьма широк и разнообразен, хотя не всегда ставится эта цель, задача может быть противоположной — формирование негативных состояний объекта. Во всех случаях состояние становится некой результирующей особенностей жизнедеятельности, прямо связанной с характеристиками мотивационно-потребностной сферы. Соответственно, одним из наиболее часто применяемых вариантов влияния становится создание угрозы для удовлетворения потребностей, порождающей состояние фрустрации и переживания подавленности, напряженности.
При определенной ориентации со стороны субъекта влияния переживаемые эмоциональные состояния могут явиться источником активности, имеющей деструктивную направленность, проявляющуюся в виде агрессии. Одним из случаев использования фрустрации для
инициации неоптимального состояния является, например, фиксация внимания на ненадлежащем исполнении обязательств, социальных, религиозных или культурных. В разных типах культур существуют системы социальных обязательств с ясной иерархией, и их неисполнение заставляет индивидуума испытывать чувство вины как явной, так и скрытой. Провокация переживания вины по причине неисполнения обязательств может применяться для:

  • получения властного ресурса в манипулятивных целях;
  • создания предпосылок для побуждения личностного роста;
  • снижения волевого потенциала социума.

Выделим следующие пять основных методов оказания влияния этим способом.
Метод создания предпосылок для дестабилизации состояния, включающий приемы:
1) дестабилизация через физические и химические факторы — голод, бессонница, утомление, температура, гипервентиляция, психоделические вещества, ароматические вещества;
2) дестабилизация через психологические факторы:

  • сенсорная депривация;
  • аудиальиый темпоритм;
  • визуальный темпоритм.

Метод переструктурирования состояния, включающий приемы:
1) обеспечение предварительного настроя;
2) переструктурирующее воздействие химических веществ.
Метод оптимизации условий и характера деятельности, включающий приемы гуманизации:

  • труда;
  • предметной среды;
  • социальной среды.

Метод формирования негативных состояний, включающий приемы: 1) фиксация внимания на:

  • неисполнении обязательств;
  • угрозе удовлетворения потребностей;
  • противоречии интересов;

2) создание реальной угрозы удовлетворения потребностей;
3) вовлечение в ситуацию сопереживания.
Метод оптимизации состояния, включающий приемы:
1) отреагирования через переживание физической боли, физическое напряжение, катарсис:

  • вербальное;
  • внешнее проявление эмоций;
  • символическое действие;
  • фантазирование;

2) переосмысление ситуации;
3) разрядка напряженности через использование инвектив и изменение исполняемых ролей;
4) снижение эмоциональной напряженности за счет демонстрации сопереживания;
5) оптимизация состояния за счет:

  • мышечной релаксации;
  • визуализации позитивной установки;
  • аудиостимулов;
  • фокусировки на дыхании;
  • идентификации с носителем искомого состояния;
  • самовнушения;

6) включение в деятельность, приносившую удовлетворение ранее.

Таким образом, мы закончили краткое описание методов психологического влияния и перечня приемов, используемых для его практической реализации.
На самом деле приведенные обобщенные модели средств, методов и приемов психологического влияния, конечно, не исчерпывают огромного многообразия задач, которые могут возникать перед субъектом влияния в разных ситуациях. Нами была представлена только попытка описания на основании множества имеющихся классификаций, феноменологии и типологий средств, методов и приемов психологического влияния.
Понятно, что приводимые обобщенные и схематизированные модели методов влияния не могут охватывать всего многообразия приемов, способствующих достижению определенных целей в конкретных, зачастую весьма специфических обстоятельствах воздействия.

Итак, деловое общение имеет внешнюю цель, лежащую вне взаимодействия субъектов, и служит способом организации и оптимизации разных видов предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д. Особенности делового общения заключаются в следующем: партнер всегда выступает как значимый другой, партнеров отличает взаимопонимание в вопросах дела, основной задачей является продуктивное сотрудничество. При этом профессиональное взаимодействие возможно лишь в ситуациях, предполагающих прагматические цели и конструктивность решений, наряду с готовностью партнеров к адекватному поведению и деловому сотрудничеству.
Надо сказать, что в деловом общении и организации управленческой деятельности коммуникативные процессы играют важнейшую роль. Связано это с самой природой делового общения, с его субъект-субъектным характером, предполагающим тесные и постоянные контакты между партнерами, сотрудниками, руководителем и подчиненными. Деловое общение и совместная деятельность являются двумя основными и равнозначимыми понятиями, характеризующими процесс управления, однако их широта заставляет различать ряд аспектов. К ним относятся: функции общения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная), поведение партнеров, направленное на реализацию функции, психологические явления, закономерности и эффекты, возникающие в ходе делового общения и межличностных контактов и, наконец, механизмы обеспечения общения, то есть собственно процессы коммуникации, интеракции и перцепции. Деловое общение, коммуникация — это наиболее очевидная, явно представленная внешне сторона управленческой деятельности, непосредственная ее практика.

Психология коммуникаций и, в частности, психология вербального, речевого поведения давно стали отдельными областями психологии управления и делового общения. Постепенно начинает выделяться в самостоятельную сферу исследований и психология влияния и управленческих воздействий в деловом общении.

Ни одна из сторон управленческой деятельности не изучена так пристально, как коммуникативная, ни о какой другой сфере не написано такое огромное количество книг, от строго научных, академических, до сугубо практических, научно-популярных. Однако для психологической характеристики управленческой деятельности и деятельности делового общения основное значение имеет не внешняя сторона коммуникации, перцепции, интеракции, а те психические процессы, явления и закономерности, которые находятся в их основании и обеспечивают коммуникативное поведение партнеров по деловому общению и руководителей. Именно эти вопросы и были подробно освещены нами в предшествующей главе, далее мы намерены придать их рассмотрению большую практическую направленность, сохранив при этом научность.
Естественно, в рамках делового общения, помимо вербальных, используется и большая часть спектра невербальных средств воздействия, а именно пара- и экстралингвистических, кинетических, проксемических, визуалистических или оптических. При рассмотрении содержания различных составляющих общения: коммуникации, социальной перцепции и интеракции, — в теоретической части нами были даны характеристики средств, методов и приемов, обеспечивающих эффективную реализацию коммуникативной, перцептивной и интерактивной функций общения. Далее мы изложим наиболее общие правила и требования, которые необходимо соблюдать для продуктивного воздействия на партнеров по деловому общению и подчиненных в рамках управленческой деятельности, и рассмотрим конкретные технологии влияния.
С теоретической и практической точек зрения наиболее важны правила и требования, следование которым обеспечивает продуктивность делового общения и соблюдение которых повышает эффективность психологического влияния в его процессе. Прежде чем перейти к их рассмотрению, определим основные формы делового общения, или средства управленческой деятельности.
Всю сферу коммуникативного поведения в деловом общении и управленческой деятельности можно подразделить на несколько следующих видов [33]:
1) параллельные коммуникации, сопутствующие выполнению всех иных функций и задач;
2) беседы, как индивидуальные, так и коллективные;
3) деловые переговоры;
4) деловые совещания;
5) публичные выступления;
6) речевые исполнительские действия как форма непосредственного воздействия на подчиненных.
Другие авторы, делающие акцент на управлении персоналом, выделяют следующие формы делового общения, обозначаемые ими как «средства руководства» и воздействия [72]:
1) информирование — как передача целенаправленных сведений, относящихся к его заданию и воздействующих на его поведение;
2) индивидуальная беседа и обсуждение — как формы делового общения, способствующие лучшему информированию, в виде товарищеской, служебной беседы и аттестационного собеседования;
3) конференция — как деловая встреча, сопровождающаяся обменом информацией, необходимой для реализации определенных целей;
4) переговоры — как попытка многих участников достичь заранее определенных целей;
5) жалоба — как канал обратной связи с целью устранения неблагополучного состояния с помощью инициирования соответствующих действий руководства;
6) признание и похвала — как форма выражения одобрения в случае высоких трудовых достижений;
7) критика и порицание — как форма управленческого воздействия при низких трудовых показателях и нарушениях организационного порядка.
Вне зависимости от способа классификации формы делового общения и воздействия, включенные в выполнение всех функций и задач управления и совместной трудовой деятельности, предъявляют требования, прежде всего, к вербальным характеристикам общения. Перечислим основные из них:

  • требования к культуре речи как соблюдению лингвистических норм и оптимальной информационной насыщенности сообщения;
  • предварительная формулировка сообщений в идеальном плане;
  • требования к лаконичности и структурной простоте построения фраз;
  • требования к адекватному эмоциональному фону сообщения;
  • требования к сочетанию вербальных и невербальных средств коммуникации и воздействия;
  • требования к адекватности сообщения особенностям адресата.

Выполнение указанных требований становится одним из основных условий коммуникативной компетентности руководителя, или партнера по деловому общению, проявляющейся в ситуациях, когда именно межличностное общение выступает главной формой организации взаимодействия в трудовой деятельности, в частности при проведении бесед и переговоров. Далее мы и займемся рассмотрением основных особенностей психологического влияния в рамках разных форм делового общения и в различных его аспектах — коммуникативном, интерактивном и перцептивном.