Являемся ли мы авторами собственной жизни?

Являемся ли мы авторами собственной жизни?
Можете ли вы сейчас описать, какой вы видите свою идеальную жизнь? Какие ассоциации приходят на ум, когда вы слышите это словосочетание? Представьте себе во всех подробностях свой идеальный день, месяц, год жизни. И сравните это с тем, как вы прожили, например, предыдущий год. Всё ли в вашей жизни идёт таким образом, как вам хотелось бы, или есть что-то такое, что происходит вопреки вашим желаниям и целям.

А задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто управляет вашей жизнью? Кто пишет для вас сценарий?

Оказывается, мы во многом ограничены «жизненным сценарием», неосознанным жизненным планом, который мы составили в раннем детстве и реализуем в течение всей жизни. Это своеобразная инструкция о том — как «правильно» жить, как нужно вести себя, чтобы быть принятыми в обществе, которая находится в подсознании. Мотивы действий, связанных с этими правилами поведения, как правило, не осознаются, просто человек как бы является ведомым какой-то невидимой силой. При попытке нарушить эти правила человек как минимум ощущает дискомфорт, чувство вины, иногда какие-то телесные ощущения. В более серьезных случаях при нарушениях сценарных запретов может наступать так называемая сценарная расплата, например в форме психосоматических заболеваний. Иногда человек даже не догадывается, каким образом он управляет своей жизнью, потому что эти процессы намного глубже нашего сознания, многие из них были заложены в самом раннем возрасте.

Когда, будучи маленькими детьми, мы учились реагировать на различные ситуации, и вели себя определённым образом, то вызвали ответную положительную или отрицательную реакцию наших родителей и других людей. И именно тогда в нашем подсознании были заложены программы поведения, которыми мы пользуемся до сих пор. В результате у каждого человека без исключения есть свои определённые представления о том, как нужно вести себя и реагировать в различных ситуациях. Когда нужно смеяться, а когда показывать своё недовольство, и каким образом это можно делать. И этими способами поведения мы пользуемся автоматически, то есть бессознательно. Они являются отправной точкой нашего бессознательного сценария.

Наши родители учили нас тому, как нужно жить, общаться с людьми и относится к себе. Они могли делать это вербально, говоря нам какие-то слова, показывать нам это своим примером, а так же в невербальной форме, проявляя своё отношение к нам и нашим потребностям.

Важными элементами сценария являются запреты и предписания. Согласно им одни формы активности запрещаются, а другие предписывается обязательно осуществлять. Запреты и предписания первоначально исходили от родителей, но постепенно стали руководством к действию самого человека. В сценарии могут быть запрещены какие-то чувства или действия. Это означает, что в детстве такое поведение запрещалось, осуждалось, или создавались условия, когда проявлять его было невыгодно или попросту опасно. Вырастая, человек продолжает избегать такого поведения, как бы запрещая его сам себе. Например, человек может запрещать себе гневаться. Но так как эмоциональная энергия требует выхода, то он либо подменяет эту эмоцию какой-то другой, например, обидой, либо направляет гнев вовнутрь, гневается на самого себя. Это чревато различными последствиями от проблем в коммуникации до психосоматических заболеваний.

И именно наличие этих запретов и предписаний удерживают взрослого человека в том сценарии, который он составил в детстве. Но так как он его разработал, когда был в полной зависимости, а мышление было ещё недостаточно развитым, из-за этих сценарных решений человеку приходится терпеть неприятные вещи и жить не так, как ему хочется. Именно они являются внутренними препятствиями, которые не дают нам достигать сегодняшних целей и желаний.

Например, очень сложно реализовывать свои желания и достигать больших целей, если в вашем подсознании есть предписание: «Не будь важным». Ведь оно заставляет постоянно думать о себе как о человеке недостойном внимания, и автоматически ставить свои интересы и цели на последнее место. Закладывается оно через соответствующее отношение к ребёнку, когда его потребности и желания кажутся родителям неважными, незначимыми, и родители своими словами и действиями показывают ребёнку, что его мысли и желания не важны.

Или, например, сложно развивать в себе женственность, быть чувствительной и эмоциональной, если в вашем подсознании есть запрет: Не чувствуй! Также как сложно построить близкие, доверительные отношения, наполненные взаимопониманием и любовью, если подсознание руководствуется ещё одним распространённым запретом: Не будь близким!

Всего современные психологи насчитывают 12 основных запретов и их различные вариации. И если человек пытается менять своё поведение, чтобы выйти из неблагополучного сценария, даже в лучшую сторону, но при этом возникает сильное отклонение от основного курса, то человек начинает испытывать неприятные чувства, например, такие как тревога и страх.
Поэтому выйти из сценария так сложно, и поэтому так часто после попыток работы над собой, человек скатываясь назад в сценарное поведение, чувствует разочарование и думает о невозможности что-либо изменить.

На самом деле это возможно! Но нужно понимать, что изменение жизненного сценария человека связано с изменением его личности, привычек, характера. И все те программы поведения, запреты и предписания, которыми вы пользовались не один год, нельзя сразу взять и отменить. Это процесс. И как любой процесс он требует с вашей стороны определённых усилий и терпения. Вы же не пытаетесь тянуть цветы на газоне, чтобы они быстрей росли. Потому что для этого нужны совсем другие действия. Главное – это знать, какие действия приведут к результату. Есть много важных моментов, на которые нужно обращать внимание, но постепенно, шаг за шагом, мы будем и дальше разбираться с вами в этом вопросе.

Мария Петрова