• Register

Как действуют обычные тоталитарные группы

Сценарий обработки адепта внутри то­талитарной группы, как правило, включает в себя три фазы. На первом этапе человека втягивают в секту, обещая откровение смысла жизни, раскрепощение, свободу и либо преображение в рам­ках земного бытия, либо вечное блаженство в потусто­роннем мире. Теплота, ласка, лесть и обещания — ста­рые, испытанные орудия. Неофиту объясняют, что Бог через Учителя призвал именно его, потому что он умен, красив, талантлив и предназначен для великой миссии. Человек не успевает опомниться. Обласканный, снаб­женный ворохом литературы, накормленный священ­ной пищей, он оказывается натурализованным адептом.

На второй фазе производится психологическая обра­ботка адепта, направленная на разрушение способно­сти критически воспринимать учение группы и ее прак­тические действия. Для этого человека в первую очередь необходимо оторвать от семьи, друзей и родственников, а чувство любви и привязанности направить на Учи­теля. Культ Учителя — одна из главных составляющих тоталитарных сект. Учитель — спаситель человечества, тогда как семья и общество — место греха и погибели. Учитель — полновластный распорядитель судеб. Его обожают и боятся одновременно. Разумеется, ослушать­ся Учителя невозможно. Зачастую в секте процветает доносительство, взаимная слежка и применяются су­ровые наказания — вплоть до физических.

Кто же становится Учителем? Как правило, это во­левые личности, которые одержимы манией величия.

Впрочем, среди лидеров Культовых движений встре­чаются и откровенные мошенники. Порой мошенни­чество и мистический бред сочетаются.

Жизнь внутри секты подчинена строгому распоряд­ку. Свободного времени практически нет. Лекции, обу­чение доктрине, многочасовые медитации с повторени­ем кратких однообразных молитв. Долгий рабочий день па предприятиях или фермах, принадлежащих руко­водству, или бесконечное хождение по общественным местам с миссионерскими и торговыми целями. Уста­лость, недосыпание и невозможность побыть одному и сосредоточиться приводят к тому, что адепт посте­пенно утрачивает способность к критическому неза­висимому мышлению, теряет индивидуальные черты.

Третья фаза завершае тся разрывом социальных свя­зей. Адепт попадает в полную зависимость. Вернуться к прежней жизни практически невозможно. Семья раз­рушена, друзья потеря и ы, отсутствует собстве»ш ы й до­ход (а чаще всего и собственное жилье, отчужденное в пользу тоталитарной группы), утрачены професси­ональные навыки. На самое главное — утрачивается воля к действительной жизни, атрофируется потреб­ность в самостоятельном определении своей судьбы. Лишенный собственных воли и ума, адепт живет умом и волей Учителя, превращаясь в раба, неспособного ни на духовный, ни на физический бунт.

Власть Учителя

Как далеко простирается власть Учителя? В июле 1983 года в Мэдисон Сквер Гарден 2075 одинаково одетых пар молодых людей торжественно заключили брачные союзы и вступили в супружеские отношения, получив благословение преподобного Сан Миунг Му- на. Практически все партнеры не знали друг друга. За­чем же вступать в брак с незнакомым человеком? От­вет прост: все брачующиеся были мунистами, они долж­ны были вступить в брак, потому что так повелел им, выбрав партнеров, преподобный Мун. Последователи Мупа подчинились, потому что считали своего Учите­ля величайшим духовным вождем на Земле.

Однако массовая брачная церемония мунистов ка­жется невинной забавой на фоне изуверских акций, ин­спирированных Джимом Джонсом, основателем церк­ви «Храм народов», и Маршаллом Эпплуаптом, шести- десятилет!шм лидером культовой группы «Врата Небес». В ноябре 1978 года Джонс убедил своих сторонников совершить коллективное «революционное самоубий­ство». Более 800 человек приняли препарат, содержащий цианид, — причем родители сперва умертвили своих детей, а затем отравились сами. 26 марта 1997 года те­ла 39 мужчин и женщин, членов группировки «Врата Небес», одинаково одетых и закутанных в пурпурные саваны, были найдены в особняке стоимостью около миллиона долларов в Сан-Диего, штат Калифорния. В последующие недели весь мир узнал подробности жут­кой истории о том, как несколько членов группы каст­рировали себя в процессе группового обряда очищения; как Эпплуайт заставил своих последователей поверить, что «сознательный выход из тела» означал бы их «по­степенный переход» на более высокий духовный уро­вень; и как, наконец, все активные члены культа совер­шили самоубийство с тем, чтобы НЛО, тянущий ко­мету Хейла-Боппа, смог транспортировать группу в «дальний космос» или «Царство Бога».

Авторитет Учителя нелегко поколебать

Может ли авторитет Учителя быть поколеблен в том случае, если реальные факты опровергают его утверж­дения или предсказания? Увы, множество примеров сви­детельствует, что в деформированном сознании адеп­та картина мира всякий раз изменяется таким обра­зом, чтобы подтверждалась правота кумира — вопреки логике и фактам. Л. Фестингер в книге «Когда проро­чество не сбывается» рассказал о культе «летающих та­релок», который действовал в середине 1950-х годов в американском штате Висконсин. Лидер группы, мис­сис Кич, якобы получала сообщения, посланные выс­шим «Хранителем» с планеты «Клариои». Она сообщи­ла прессе, что 21 декабря 1956 года случится огромное наводнение и все, кроме немногих избранных, погиб­нут. Ее последователи продали дома, отдали деньги и ждали прибытия космических кораблей. Разумеется, в назначенный день не было пи наводнения, ни 11ЛО. Можно было бы ожидат ь, что последователи пророчи­цы, лишившиеся по ее вине своих жилищ и денег, ра­зочаруются.

Ничего подобного! Когда миссис Кич объявила, что инопланетяне оценили их праведный порыв и реши­ли пощадить Землю, большинство членов стали испы­тывать к ней еще большую преданность, несмотря на публ ичное у ни жен не.

Почему тоталитарных сект не было в СССР?

Почему же всякого рода тоталитарные секты так пышно расцветают имен по в условиях демократии? Ведь в Сове тском Союзе сектанты были крайне малочислен­ны, а их деятельность жестко контролировалась спец­службами. Официальные идеологи периодически пу­гали население историями о происках и даже зверствах последователей сект, но то были лишь пропагандист­ские мифы, «страшилки», которые никто и не прини­мал всерьез. Ситуация резко изменилась, когда в стране начались демократические преобразования. Повсюду буквально в одночасье объявились пророки и мессии — как отечественного, гак и зарубежного происхождения; многочисленные тоталитарные религиозные группы начали бурную деятельность по вербовке в свои ряды все новых и новых адептов, которые затем подверга­лись массовому зомбировсцппо.

Деструктивные культы практически не имеют шан­сов на выживание в тоталитарном государстве, где власть сама стремится осуществлять полный контроль над со­знанием своих подданных, используя метод «промы­вания мозгов», и не терпит рядом никаких конкурен­тов. Зато в атмосфере плюрализма и толерантности по­добные организации чувствуют себя комфортно. Они паразитируют на таких базовых либерально-демокра­тических принципах, как деидсологизация, права че­ловека, уважение прав меньшинств. Пользуясь свобо­дой и отсутствием в демократическом обществе ряда позиционных ограничений, тоталитарные движения и добиваются своих целей. Парадокс состоит в том, что вожди деструктивных культов осуществляют плано­мерное психологическое насилие над личностями адеп­тов, демагогически прикрываясь лозунгом религиоз­ной свободы и ссылаясь на конституционное право каж­дого гражданина выбирать, во что верить. Сегодня очевидно, что именно тоталитарные группы и движе­ния стали для демократии одним из самых серьезных испытаний на прочность.