• Register

История Стивена Хассена

Психологи всего мира по праву счита­ют одним из ведущих экспертов в об­ласти борьбы против психологической экспансии то­талитарных групп американского специалиста Стивена Хассена. Особую авторитетность суждениям Хассена придает его уникальный жизненный опыт: он сам в течение двух лет был активным членом церкви Еди­нения (эта организация больше известна как мунист- ская), на себе испытал все механизмы зомбирования, а потом, с помощью близких, сумел освободиться от власти деструктивного контроля сознания.

Впрочем, во многом Хассен обрел свободу благодаря случайности. Его судьба стала своеобразной иллюстра­цией к известной народной идиоме: «Не было бы сча­стья, да несчастье помогло». Для Стива тем несчасть­ем, которое обернулось благом, стала страшная дорож­ная авария: уснув за рулем фургона, принадлежавшего мунистам, он на большой скорости врезался в 18-ко­лесный трейлер и почти час пролежал в обломках, пока спасатели пытались освободить его. Воспользовавшись этой травмой, родственники Хассена во главе с его от­цом сумели организовать процесс «декодирования» (или «деирограммироваиия») молодого человека, оказавший­ся успешным. Спустя несколько дней он отказался от доктрины Муна и вернулся к нормальной жизни.

Как же Стивен Хассен оказался в рядах мунистов? Может быть, причина заключалась в бедности, социаль­ной ущербности, семейных неурядицах? Возможно, Стив ощущал себя хроническим неудачником, изго­ем, страдал от комплекса неполноценности? В том-то и дело, что нет. Хассеи вырос в благополучной семье, где царила атмосфера любви и взаимного уважения. Он хорошо учился, любил чтение, особенный интерес про­являя к философским работам и много думал о смысле жизни. Стив успешно занимался спортом, на своем ве­лосипеде он к девятнадцати годам объездил всю Аме­рику. Юноша побывал и в других странах. В Израиле, например, он участвовал в археологических раскопках библейского города Беер-Шевы в пустыне Негев.

Впоследствии психотерапевт Хассен неоднократно подчеркивал ошибочность широко распространенного мнения о том, что тоталитарные секты вербуют в свои ряды в основном ущербных л юдей, неудачников и боль- пых. Все обстоит как раз наоборот. Подобные группы нуждаются в умных, энергичных, сильных людях, которые способны не только эффективно работать, приумножая богатства лидеров, но и вовлекать в де­ятельность деструктивных культов все новых и но­вых членов.

С одной стороны, чем человек образованнее и ум­нее, тем критичнее его подход к окружающей действи­тельности и тем, следовательно, сложнее подчинить его внешнему влиянию. Но с другой стороны, чем более творческим сознанием обладает человек, тем в большей мере оно поддается манипулированию. Утонченная личность зачастую склонна воспринимать систему от­ношений и верований тоталитарной группы через при­зму своих индивидуальных фантазий и возвышенных устремлений.

«Большинство культов не стремятся обременять се­бя невежественными людьми с серьезными эмоцио­нальными или физическими проблемами, — пишет Хассен. — Им нужны адепты, которые будут упорно трудиться, обходясь минимумом сна или вовсе без та­кового. Большинство бывших культистов, с которы­ми я встречался, были исключительно яркими, способными и образованными людьми. Они демонстрирова­ли живое воображение и творческий разум. Они были способны сосредоточиваться и входить в глубокие со­стояния концентрации. Как правило, это идеалисты с хорошо развитым чувством социальной ответствен­ности. Они с максимальной самоотдачей стремятся внести положительный вклад в жизнь человечества».

И все-таки, зададимся вопросом: какие же факторы сыграли главную роль в том, что благополучный во всех отношениях юноша Стивен Хассен оставил свою успешную и интересную жизнь ради церкви Единения?

Сам Хассен в своих комментариях выделяет два мо­мента. Во-первых, во время знакомства с мунистами он страдал от одиночества. Причина была до банально­сти проста — разрыв с возлюбленной. Стив принял при­глашение провести свой первый уик-энд вместе с му­нистами не в последнюю очередь потому, что был при­глашен туда тремя привлекательными девушками, которые встретились ему в студенческом городке.

По прежде всего облегчило вхождение Хассеиа в мунистскую церковь то, что он в 19 лет был идеалистом и, по его словам, «очень тосковал по тому дню, когда мир станет лучше». Доктрина мунистов, предусматри­вающая утверждение на Земле идеалов добра и люб­ви, произвела на Стива огромное впечатление: «Мое сознание... было наполнено иллюзией, что группа стре­мится к созданию Царства Небесного на Земле. В та­ком мире не будет преступлений, бедности и страда­ний. Все люди будут частью единой мировой семьи иод руководством Истинных Родителей. Воцарится мир».

Пример Хассеиа убеждает в том, что главной при­чиной вовлечения тинейджеров в тоталитарные дви­жения нередко оказывается отнюдь не бездуховность и не отсутствие высоких устремлений, как иногда по­лагают. Как раз наоборот, в сферу влияния деструктив­ных культов попадают молодые мечтатели, страдаю­щие от рокового несовершенства человеческой при­роды и жаждущие мировой гармонии. Декларируемые тоталитарными сектами доктрины, предусматриваю­щие преображение человечества, нередко оказывают­ся созвучными их помыслам.

Впрочем, идеализм Стивена Хассеиа, облегчивший вербовщикам церкви Единения задачу по установле­нию контроля над его сознанием, в конечном счете помог юноше впоследствии оставить группу. Ложь и мошенничество, которые широко практиковали в сво­ей деятельности мунисты, оттолкнули от них Стива, когда он вновь обрел способность самостоятельно мыслить.