Психологи всего мира по праву считают одним из ведущих экспертов в области борьбы против психологической экспансии тоталитарных групп американского специалиста Стивена Хассена. Особую авторитетность суждениям Хассена придает его уникальный жизненный опыт: он сам в течение двух лет был активным членом церкви Единения (эта организация больше известна как мунист- ская), на себе испытал все механизмы зомбирования, а потом, с помощью близких, сумел освободиться от власти деструктивного контроля сознания.
Впрочем, во многом Хассен обрел свободу благодаря случайности. Его судьба стала своеобразной иллюстрацией к известной народной идиоме: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Для Стива тем несчастьем, которое обернулось благом, стала страшная дорожная авария: уснув за рулем фургона, принадлежавшего мунистам, он на большой скорости врезался в 18-колесный трейлер и почти час пролежал в обломках, пока спасатели пытались освободить его. Воспользовавшись этой травмой, родственники Хассена во главе с его отцом сумели организовать процесс «декодирования» (или «деирограммироваиия») молодого человека, оказавшийся успешным. Спустя несколько дней он отказался от доктрины Муна и вернулся к нормальной жизни.
Как же Стивен Хассен оказался в рядах мунистов? Может быть, причина заключалась в бедности, социальной ущербности, семейных неурядицах? Возможно, Стив ощущал себя хроническим неудачником, изгоем, страдал от комплекса неполноценности? В том-то и дело, что нет. Хассеи вырос в благополучной семье, где царила атмосфера любви и взаимного уважения. Он хорошо учился, любил чтение, особенный интерес проявляя к философским работам и много думал о смысле жизни. Стив успешно занимался спортом, на своем велосипеде он к девятнадцати годам объездил всю Америку. Юноша побывал и в других странах. В Израиле, например, он участвовал в археологических раскопках библейского города Беер-Шевы в пустыне Негев.
Впоследствии психотерапевт Хассен неоднократно подчеркивал ошибочность широко распространенного мнения о том, что тоталитарные секты вербуют в свои ряды в основном ущербных л юдей, неудачников и боль- пых. Все обстоит как раз наоборот. Подобные группы нуждаются в умных, энергичных, сильных людях, которые способны не только эффективно работать, приумножая богатства лидеров, но и вовлекать в деятельность деструктивных культов все новых и новых членов.
С одной стороны, чем человек образованнее и умнее, тем критичнее его подход к окружающей действительности и тем, следовательно, сложнее подчинить его внешнему влиянию. Но с другой стороны, чем более творческим сознанием обладает человек, тем в большей мере оно поддается манипулированию. Утонченная личность зачастую склонна воспринимать систему отношений и верований тоталитарной группы через призму своих индивидуальных фантазий и возвышенных устремлений.
«Большинство культов не стремятся обременять себя невежественными людьми с серьезными эмоциональными или физическими проблемами, — пишет Хассен. — Им нужны адепты, которые будут упорно трудиться, обходясь минимумом сна или вовсе без такового. Большинство бывших культистов, с которыми я встречался, были исключительно яркими, способными и образованными людьми. Они демонстрировали живое воображение и творческий разум. Они были способны сосредоточиваться и входить в глубокие состояния концентрации. Как правило, это идеалисты с хорошо развитым чувством социальной ответственности. Они с максимальной самоотдачей стремятся внести положительный вклад в жизнь человечества».
И все-таки, зададимся вопросом: какие же факторы сыграли главную роль в том, что благополучный во всех отношениях юноша Стивен Хассен оставил свою успешную и интересную жизнь ради церкви Единения?
Сам Хассен в своих комментариях выделяет два момента. Во-первых, во время знакомства с мунистами он страдал от одиночества. Причина была до банальности проста — разрыв с возлюбленной. Стив принял приглашение провести свой первый уик-энд вместе с мунистами не в последнюю очередь потому, что был приглашен туда тремя привлекательными девушками, которые встретились ему в студенческом городке.
По прежде всего облегчило вхождение Хассеиа в мунистскую церковь то, что он в 19 лет был идеалистом и, по его словам, «очень тосковал по тому дню, когда мир станет лучше». Доктрина мунистов, предусматривающая утверждение на Земле идеалов добра и любви, произвела на Стива огромное впечатление: «Мое сознание... было наполнено иллюзией, что группа стремится к созданию Царства Небесного на Земле. В таком мире не будет преступлений, бедности и страданий. Все люди будут частью единой мировой семьи иод руководством Истинных Родителей. Воцарится мир».
Пример Хассеиа убеждает в том, что главной причиной вовлечения тинейджеров в тоталитарные движения нередко оказывается отнюдь не бездуховность и не отсутствие высоких устремлений, как иногда полагают. Как раз наоборот, в сферу влияния деструктивных культов попадают молодые мечтатели, страдающие от рокового несовершенства человеческой природы и жаждущие мировой гармонии. Декларируемые тоталитарными сектами доктрины, предусматривающие преображение человечества, нередко оказываются созвучными их помыслам.
Впрочем, идеализм Стивена Хассеиа, облегчивший вербовщикам церкви Единения задачу по установлению контроля над его сознанием, в конечном счете помог юноше впоследствии оставить группу. Ложь и мошенничество, которые широко практиковали в своей деятельности мунисты, оттолкнули от них Стива, когда он вновь обрел способность самостоятельно мыслить.