Здесь стоит рассказать несколько подробнее о церкви Единения и о ее лидере, поскольку это движение в первой половине 90-х годов XX века проявляло беспрецедентную активность в нашей стране да и сегодня сохранило в России достаточно большое влияние.
В 1954 году кореец Сан Миунг Мун основал спиритическое движение с шаманистическими корнями, которое направлено на очищение человеческой расы. Руководство процессом осуществляет семья Мунов — «первые истинные и подлинные руководители всего человечества». Структура движения достаточна сложна. Помимо собственно церкви Единения (в нее входит не слишком большой круг избранных), в движение входят предприятия Муна, многочисленные основанные им организации и фонды. Глобальная стратегическая задача Муна — обратить все человечество в свою веру, объединив не только мировые религии, но и государства. В 1985 году Мун короновал себя, присвоив титул «Император Вселенной». В 1992 году Мун провозгласил себя «Истинным Отцом» нового человече- стпа и с 1993 года объявил «эру Завершения Завета», сменившую «эру Нового Завета». Вообще же история человечества делится, по Муну, натри периода: эпоха Авраама — формирование рода человеческого; эпоха Иисуса — развитие человечества; наконец, эпоха Муна, который явился на Землю, дабы завершить священную миссию и освободить людей от Сатаны.
Большая часть молодых людей, ставших членами церкви Единения, собирают средства, продавая лазерные картинки, открытки, цветы, свечки, женьшень по большой цене или же предлагая сделать пожертвования. Мунисты в подавляющем большинстве случаев не представляются последователями Муна, но, используя малоизвестные названия организаций, входящих в движение, просят деньги либо на благотворительные цели, либо на помощь в решении экологических или духовно-нравственных и воспитательных проблем. Многие члены церкви Единения собирают средства в составе так называемых передвижных команд. Такая команда, в которую обычно входит около деся ги человек, переезжает из одного города в другой, задерживаясь в них до тех пор, пока в кошельках местных жителей не иссякнут деньги «на благотворительные цели». Передвижные команды отличает крайне жесткая дисциплина: ранний подъем, долгий рабочий день при очень тяжелой физической и психологической нагрузке, запретна чтение книг и прослушивание музыкальных записей.
Стив Хассен, будучи членом церкви Единения, в течение двух лет трудился в составе передвижных команд. Он не получал никакой заработной платы и спал но три-четыре часа в сутки. Работа была не только уто- мителыюй, но и опасной: не раз ему приходилось убегать от ночных грабителей и даже драться с ними. Но Стив не отдал им выручку, поскольку был убежден, что это «божьи деньги» (кстати, вступив в церковь Единения, юноша перевел мунистам все средства со своего банковского счета). Авария, в которую попал Хассен, уснув за рулем фургона, стала вполне закономерным результатом 48-часовой непрерывной работы.
Кроме подобного рода сбора пожертвований, муни- сты не гнушаются та осе откровенным мошенничеством и вымогательством. Доктрина церкви Единения оправдывает использование любых аморальных средств ради достижения благих целей. В конце 1980-х — начале 1990-х годов в Японии прошел ряд судебных процессов, признавших мунистское движение виновным в вымогательстве в особо крупных размерах. Жертвами мошенничества чаще всего становились люди, недавно перенесшие потерю близких. После этих разбирательств доходы церкви резко сократились — именно из Японии мунисты получали львиную долю поступлений.
Человека, вступившего в церковь Единения, призывают резко ограничить и даже порвать контакты с теми, кто не сочувствует мунизму, в том числе с семьей и прежними друзьями. Стив Хассен порвал с родственниками и друзьями, потому что стал их считать, как и всех остальных «чужих», посланцами Сатаны. Когда Хассен после выписки из больницы увидел рядом с «де- кодировщиками», которым поручили освободить его от влияния мунистов, своего отца, он почувствовал сильное желание схватить его за горло и задушить. В тот момент истинным своим отцом молодой человек считал только преподобного Муна.
Как только в Советском Союзе начался процесс демократизации, Муи обратил самое пристальное внимание на страны Восточной Европы. В 1990 году он заявил: «Во время падения Римской империи христиане наследовали государственные должности различного рода. Я ясно вижу, что, если наши члены помимо нравственного совершенства, которого они достигли путем следования за преподобным Муном, добьются профессионального совершенствования, паши возможности в Восточной Европе будут безграничными. Кто-то должен наследовать государственные должности распадающейся коммунистической империи, а настоящих лидеров там не хватает. Так что мы должны с надеждой смотреть на 1990-е годы».
Поначалу надежды преподобного Муна оправдывались. Руководители постперестроечной России и других стран СНГ охотно шли на сотрудничество с церковью Единения. Это давало Муну основания для оптимистических заявлений о том, что «в трех из пятнадцати республик бывшего Советского Союза развивается движение за провозглашение "религии Единения" государственной религией». До середины 1990-х годов мунисты провели в России, Прибалтике и в Крыму сотни семинаров по изучению основ своего учения. Однако затем деятельность мунистов стала встречать в России все более активное сопротивление со стороны православной церкви, государственных структур и широкой общественности. Впрочем, и сегодня в нашей стране действует большое количество различных организаций и фондов, связанных с мунистским движением Единения. Главным образом эти организации пытаются воздействовать на провинциальное студенченство.