Итак, кто оказывается наиболее уязвимой мишенью для вербовщиков из тоталитарных движений? Для какой категории людей опасность вовлечения в деструктивный культ особенно велика?
Можно сказать, что культы обычно привлекают людей в переходные периоды жизни, когда человек наиболее уязвим и подвержен влиянию извне. Риск вовлечения увеличивается в момент психологического кризиса, вызванного различными причинами, — вспомним Стива Хассеиа, встретившего вербовщиков из церкви Единения сразу после разрыва с возлюбленной. Статистика убеждает, что, вопреки расхожим представлениям, чаще вовлеченными в культ оказываются люди ие молодого, но среднего и пожилого возраста — от тридцати до шестидесяти лет.
Вообще же накопленный к сегодняшнему дню печальный опыт убеждает: любой из нас, независимо от возраста, образования и прочих условий, может стать жертвой деструктивного культа. Точнее говоря, любой, кто не осведомлен о тактиках контроля за сознанием.
Большую часть участников тоталитарных групп и движений составляют отнюдь не маргиналы. Так, многие из последователей Маршалла Эпплуайта, лидера культа «Врата Небес», имели стабильное социальное положение. Среди 39 жертв были водитель автобуса, инструктор по компьютерам, защитник окружающей среды, торговец автомобилями, медсестра, работник юридической службы, медицинский помощник и журналист местного телевидения.
Чем отл ичается тотал итарпое движепне от обычпой группы людей, объединенных общим интересом к какой-либо духовной или эзотерической проблеме?
Существует множество типов деструктивных культов. Разнообразие верований и практик нередко затрудняет для нас вопрос о том, попал человек в беду или нет. Порой вовлеченность в группу или компанию, объединенную интересом к какой-либо проблеме, носит вполне невинный характер и не представляет ни малейшей угрозы. Группу нельзя считать «культом» на основании того, что ее члены имеют неортодоксальные верования и ведут себя не совсем обычно.
Деструктивный культ (или тоталитарное движение) — это, по определению С. Хассена, группа, авторитарно руководимая одним человеком или небольшой группой людей, имеющих полный (или почти полный) контроль над своими приверженцами. Харизматические лидеры культов часто претендуют на божественное или «трансцендентное» право влиять на своих последователей. Разумеется, быть сильным лидером не значит быть порочным от природы. Группа становится деструктивной, когда лидер активно пользуется неограниченной властью с целью обмануть членов группы и лишить их индивидуальности и свободы воли. Стивену Хассе- ну предложили отказаться от свободной воли (трактуемой как сатанинская) в пользу представителя Бога, Муна, и его приближенных. Маршалл Эпплуайт заявлял последователям, что его устами говорит некое инопланетное существо, и таким образом оправдывал абсолютный контроль над их жизнями.
Конструктивное, творческое влияние легко отличить от деструктивного. В доброжелательной группе влияние положительно и центр контроля находится в самом человеке. Влияние используется только для того, чтобы поощрять независимое мышление и принятие решений, поддержать самосознание и самоконтроль. Индивидуальность, творческий потенциал и свободная воля личности уважаются и поддерживаются. Люди распознают и понимают различные способы влияния в этой среде. Приветствуется знакомство с разнообразными источниками информации.
Основные методы, используемые тоталитарными группами с целью подорвать'свободную волю человека и поставить его в зависимость от лидера, — обман и деструктивный контроль сознания. Культовый контроль сознания — это система влияния, созданная для разрушения подлинной личности человека и замены ее новой личностью.
Что такое контроль сознания?
Контроль сознания, который многим представляется мистическим процессом, на самом деле связан с определенным набором методик, влияющих па то, как человек думает, чувствует, а соответственно и действует. Одной из таких методик является гипноз. Контроль сознания совсем не обязательно несет в себе зло. Его результаты могут быть благотворны в том случае, если человека не лишают свободы выбора, не отнимают у него права распоряжаться своей жизнью. Например, методики контроля сознания применяют для освобождения человека от вредных привычек, от наркозависимости. Контроль сознания становится деструктивным, когда с его помощью подрывается способность человека думать и действовать независимо.
Культовый (деструктивный) контроль сознания расправляется с индивидуальностью адепта, погружая его в среду, где нет места для свободного выбора. Интерес вызывает лишь догма, принятая группой. Все, что не вписывается в измененную картину реальности, оказывается ненужным.
«Требование чистоты» и «культ исповеди»
Каждый деструктивный культ чем-то отличается от остальных. Однако существуют общие особенности, характерные для всех (или, по крайней мере, для подавляющего большинства) тоталитарных групп. Р. Лифтон указал, что деятельность таких организаций всегда основывается на «требовании чистоты» и «культе исповеди». «Требование чистоты» предполагает установление для адептов невыполнимых стандартов поведения, что способствует созданию атмосферы вины и стыда. Независимо от того, какие усилия прикладывает человек, он всегда терпит неудачу, чувствует себя грешником, а потому и работает еще усерднее. «Культ исповеди» направлен на разрушение границ личности, он предписывает признаваться в любой мысли, в любом чувстве или действии, которые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам. Полученная при этом информация не прощается и не забывается, а используется в целях тотального контроля.
«Средовый контроль»
Огромную роль в подрыве свободной воли человека и разрушении его личности играет так называемый «средовый контроль». Все культовые организации активно используют фактор мощного давления коллектива и присущих ему групповых представлений на адепта. Казалось бы, человек, если он является зрелой и сформировавшейся личностью, способен противостоять воздействию извне, отстаивать свои жизненные принципы. Увы, в действительности оказывается, что зависимость индивида от окружающей среды чрезвычайно велика.
Проблему влияния внешних сил на человека ученые особенно активно начали изучать после Второй мировой войны. Тогда многие недоумевали, как огромное количество людей — немецких мирных граждан — могло участвовать в массовом геноциде. В ходе исследований обнаружилось, что мировоззренческие установки личности могут в корне изменяться под давлением группы. В самой природе человека заложен механизм адаптации к тому, что воспринимается как «правильное» поведение. При этом, как установил Ф. Зимбардо, человек, приспосабливаясь к окружающей среде, чаще всего склонен ошибочно полагать, что действует, исходя из «своей идеи», а не потому, что на него повлияли внешние силы.
В 1971 году Ф. Зимбардо провел знаменитый ныне эксперимент по социальной психологии тюремного заключения. В ходе эксперимента два десятка студентов (эмоционально устойчивые, законопослушные и зрелые молодые люди) были условно разделены на «охрану» и «заключенных». Игровой эксперимент должен был продлиться две педели, по его пришлось прервать через шесть дней. Участи нас и «игры» неожиданно быстро вжились в предложенные им роли: «охранники» начали жестоко, вплоть до садизма, обращаться с «заключенными», которые, в свою очередь, отвечали своим мучителям ненавистью и акциями неповиновения. «Заключенные» организовали восстание, которое было беспощадно подавлено «охранниками» с помощью огнетушителей. Зимбардо и его коллеги-психологи не ожидали столь стремительного превращения.
Эксперимент продемонстрировал устрашающую картину того, насколько человек зависит от навязанной ему роли, от отношения окружающих и даже от типа одежды.
Контроль поведения
Страшно представить себе, что могло бы случиться, если бы эксперимент Зимбардо продолжался долгое время и если бы в ходе его были применены мощные методы деструктивного контроля сознания.
Л между тем в тоталитарных группах все происходит именно таким образом. Стоит л и удивляться, что человек под воздействием эффективных механизмов влияния и всей окружающем"! его атмосферы разительно меняется, усваивая новые поведенческие стандарты. Сам он при этом не чувствует себя жертвой психологического насилия, воспринимая навязанные принципы как «свои».
В том-то и дело, что в условиях контроля сознания члены культа, вовлекающие человека в свою деятельность, рассматриваются им как друзья или наставники.
Они добиваются ослабления личностной защиты, делая людей более уязвимыми для манипулирования. Ключ к успеху контроля сознания состоит в его искусности, в том способе, с i юмощью которого у объекта влияния поддерживается иллюзия контроля над ситуацией. Человек полагает, что «делает собственный выбор», тогда как фактически подвергается мощному социальному влиянию, имеющему цель разорвать связь между его собственным критическим сознанием и способностью к принятию решений. Другими словами, он верит, что решил добровольно отказаться от свободной воли в пользу Бога, лидера или идеологии.
Деструктивные культы чаще всего навязывают своим членам жесткий режим жизни, позволяющий управлять их поведением. Контроль поведения, как пишет, опираясь и на свой собственный опыт, Хассен, включает в себя манипулирование сном, изменение режима питания, вторжение в личную жизнь. Как правило, в тоталитарных организациях действует жесткая система наказаний и поощрений за все виды поведения. Поощряется беспрекословное повиновение, тогда как непослушание карается.
Режим жизни в тоталитарных организациях построен таким образом, чтобы предельно ограничить свободное время адептов или вообще лишить их его. Когда участники не заняты культовыми ритуалами, перед ними обычно ставят какие-то конкретные задачи, норой бессмысленные, — они должны делать что угодно, лишь бы быть постоянно запятыми. Уединенные размышления необходимы человеку для адекватного восприятия окружающей действительности, для само- попимапия. Именно этой возможности и лишают своих членов тоталитарные культы, заставляя людей находиться вместе буквально 24 часа в сутки. В некоторых сектах, чтобы отбить охоту к проявлениям индивидуализма, культивируется система «приятельства», когда старший «послушник» беспрестанно опекает новичка, отслеживая его повседневное поведение.
Контроль над внутренним миром
Моделируя поведение человека, тоталитарные организации добиваются контроля над сто внутренним миром, подчиняя себе его мышление и эмоции. Доктрина группы должна восприниматься как абсолютная Истина, не подлежащая пересмотру или даже обсуждению. Но неужели у человека, втягиваемого в секту, не возникают, хотя бы изредка, сомнения в правильности того, что он делает? Неужели внутренний голос не подсказывает ему быть осторожнее? Воспоминания Хассена о пребывании у мунистов помогают нам попять, какими средствами тоталитарные культы заглушают этот внутренний голос, добиваясь полного эмоционального контроля. Прежде всего новообращенного стараются засыпать ласками и похвалами — эта практика получила название «бомбардировка любовью». Однако главные усилия тратятся па манипулирование чувствами вины и страха у адепта.
Заманивание в группу начинается с проповеди любви, но как только человек вовлечен, его начинают запугивать. Культы умело прививают чувство страха. Человек начинает бояться, что планета вот-вот взорвется, что он утратит драгоценную духовную связь с группой, что им овладеет дьявол.
Лидеры тоталитарных движений виртуозно играют па индивидуальных фобиях людей. Почти каждый человек испытывает иррациональный страх перед чем-либо. Культы используют ранее существовавшие фобии своих адептов, развивая и усиливая их, а также стараются внушить новые фобии.
В случае с Хассеном мунисты использовали его болезненное отношение к холокосту. «Я, например, воспитывался в еврейской семье, а мунисты внушали мне, что шесть миллионов евреев погибли при холокосте в уплату за "греховный" отказ принять Иисуса как своего спасителя, — вспоминает ученый. — Эти жуткие смерти якобы послужили основой для того, чтобы Мун пришел вновь как Новый Мессия, — и если я не последую за Муном, все эти люди разгневаются и будут обвинять меня вечно».
Осуществляя психологическое насилие, тоталитарные секты активно используют и гипнотические методики, чтобы вызвать у адепта состояние транса, когда сознание человека отключается и действует лишь подсознание. Человек в состоянии транса гораздо более восприимчив, внушаемые идеи легко пускают корни в его подсознании. Некоторые культы используют гипноз даже для того, чтобы манипулировать воспоминаниями или внедрять ложные воспоминания.
Л если сомнение все же возникло? Адепта убеждают, что в любых разочарованиях и сомнениях виноват сам человек. Значит, он что-то делает неправильно. Сомнения — результат воздействия дьявола. Их надо отгонять монотонным пением, повторением какой-нибудь ритуальной формулы. Когда у Хассена кто-то по- сторониий спрашивал, почему преподобный Мун имеет в собственности завод по производству винтовок М-16, он не задумываясь начинал твердить: «Слава небесам, мир на земле».