• Register

Жертвой вербовщиков может стать каждый

Итак, кто оказывается наиболее уязви­мой мишенью для вербовщиков из тоталитарных движений? Для какой категории людей опасность вовлечения в деструктивный культ особен­но велика?

Можно сказать, что культы обычно привлекают лю­дей в переходные периоды жизни, когда человек наи­более уязвим и подвержен влиянию извне. Риск во­влечения увеличивается в момент психологического кризиса, вызванного различными причинами, — вспом­ним Стива Хассеиа, встретившего вербовщиков из церк­ви Единения сразу после разрыва с возлюбленной. Ста­тистика убеждает, что, вопреки расхожим представле­ниям, чаще вовлеченными в культ оказываются люди ие молодого, но среднего и пожилого возраста — от тридцати до шестидесяти лет.

Вообще же накопленный к сегодняшнему дню пе­чальный опыт убеждает: любой из нас, независимо от возраста, образования и прочих условий, может стать жертвой деструктивного культа. Точнее говоря, любой, кто не осведомлен о тактиках контроля за сознанием.

Большую часть участников тоталитарных групп и движений составляют отнюдь не маргиналы. Так, мно­гие из последователей Маршалла Эпплуайта, лидера культа «Врата Небес», имели стабильное социальное положение. Среди 39 жертв были водитель автобуса, инструктор по компьютерам, защитник окружающей среды, торговец автомобилями, медсестра, работник юридической службы, медицинский помощник и жур­налист местного телевидения.

Чем отл ичается тотал итарпое движепне от обычпой группы людей, объединенных общим интересом к ка­кой-либо духовной или эзотерической проблеме?

Существует множество типов деструктивных куль­тов. Разнообразие верований и практик нередко за­трудняет для нас вопрос о том, попал человек в беду или нет. Порой вовлеченность в группу или компанию, объединенную интересом к какой-либо проблеме, но­сит вполне невинный характер и не представляет ни малейшей угрозы. Группу нельзя считать «культом» на основании того, что ее члены имеют неортодоксаль­ные верования и ведут себя не совсем обычно.

Деструктивный культ (или тоталитарное движение) — это, по определению С. Хассена, группа, авторитарно руководимая одним человеком или небольшой груп­пой людей, имеющих полный (или почти полный) кон­троль над своими приверженцами. Харизматические лидеры культов часто претендуют на божественное или «трансцендентное» право влиять на своих последова­телей. Разумеется, быть сильным лидером не значит быть порочным от природы. Группа становится деструктив­ной, когда лидер активно пользуется неограниченной властью с целью обмануть членов группы и лишить их индивидуальности и свободы воли. Стивену Хассе- ну предложили отказаться от свободной воли (трак­туемой как сатанинская) в пользу представителя Бога, Муна, и его приближенных. Маршалл Эпплуайт заяв­лял последователям, что его устами говорит некое ино­планетное существо, и таким образом оправдывал аб­солютный контроль над их жизнями.

Конструктивное, творческое влияние легко отличить от деструктивного. В доброжелательной группе влия­ние положительно и центр контроля находится в самом человеке. Влияние используется только для того, что­бы поощрять независимое мышление и принятие ре­шений, поддержать самосознание и самоконтроль. Ин­дивидуальность, творческий потенциал и свободная воля личности уважаются и поддерживаются. Люди распознают и понимают различные способы влияния в этой среде. Приветствуется знакомство с разнооб­разными источниками информации.

Основные методы, используемые тоталитарными группами с целью подорвать'свободную волю челове­ка и поставить его в зависимость от лидера, — обман и деструктивный контроль сознания. Культовый кон­троль сознания — это система влияния, созданная для разрушения подлинной личности человека и замены ее новой личностью.

Что такое контроль сознания?

Контроль сознания, который многим представля­ется мистическим процессом, на самом деле связан с определенным набором методик, влияющих па то, как человек думает, чувствует, а соответственно и дей­ствует. Одной из таких методик является гипноз. Кон­троль сознания совсем не обязательно несет в себе зло. Его результаты могут быть благотворны в том случае, если человека не лишают свободы выбора, не отнима­ют у него права распоряжаться своей жизнью. Напри­мер, методики контроля сознания применяют для освобождения человека от вредных привычек, от нарко­зависимости. Контроль сознания становится деструк­тивным, когда с его помощью подрывается способ­ность человека думать и действовать независимо.

Культовый (деструктивный) контроль сознания расправляется с индивидуальностью адепта, погружая его в среду, где нет места для свободного выбора. Ин­терес вызывает лишь догма, принятая группой. Все, что не вписывается в измененную картину реально­сти, оказывается ненужным.

«Требование чистоты» и «культ исповеди»

Каждый деструктивный культ чем-то отличается от остальных. Однако существуют общие особенности, характерные для всех (или, по крайней мере, для подавляющего большинства) тоталитарных групп. Р. Лифтон указал, что деятельность таких организа­ций всегда основывается на «требовании чистоты» и «культе исповеди». «Требование чистоты» предпо­лагает установление для адептов невыполнимых стан­дартов поведения, что способствует созданию атмо­сферы вины и стыда. Независимо от того, какие уси­лия прикладывает человек, он всегда терпит неудачу, чувствует себя грешником, а потому и работает еще усерднее. «Культ исповеди» направлен на разруше­ние границ личности, он предписывает признаваться в любой мысли, в любом чувстве или действии, кото­рые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам. Полученная при этом информация не про­щается и не забывается, а используется в целях тоталь­ного контроля.

«Средовый контроль»

Огромную роль в подрыве свободной воли челове­ка и разрушении его личности играет так называемый «средовый контроль». Все культовые организации активно используют фактор мощного давления кол­лектива и присущих ему групповых представлений на адепта. Казалось бы, человек, если он является зрелой и сформировавшейся личностью, способен противо­стоять воздействию извне, отстаивать свои жизненные принципы. Увы, в действительности оказывается, что зависимость индивида от окружающей среды чрезвы­чайно велика.

Проблему влияния внешних сил на человека ученые особенно активно начали изучать после Второй миро­вой войны. Тогда многие недоумевали, как огромное количество людей — немецких мирных граждан — мог­ло участвовать в массовом геноциде. В ходе исследо­ваний обнаружилось, что мировоззренческие установ­ки личности могут в корне изменяться под давлением группы. В самой природе человека заложен механизм адаптации к тому, что воспринимается как «правиль­ное» поведение. При этом, как установил Ф. Зимбардо, человек, приспосабливаясь к окружающей среде, чаще всего склонен ошибочно полагать, что действует, исхо­дя из «своей идеи», а не потому, что на него повлияли внешние силы.

В 1971 году Ф. Зимбардо провел знаменитый ныне эксперимент по социальной психологии тюремного за­ключения. В ходе эксперимента два десятка студентов (эмоционально устойчивые, законопослушные и зре­лые молодые люди) были условно разделены на «охра­ну» и «заключенных». Игровой эксперимент должен был продлиться две педели, по его пришлось прервать через шесть дней. Участи нас и «игры» неожиданно бы­стро вжились в предложенные им роли: «охранники» начали жестоко, вплоть до садизма, обращаться с «за­ключенными», которые, в свою очередь, отвечали сво­им мучителям ненавистью и акциями неповиновения. «Заключенные» организовали восстание, которое бы­ло беспощадно подавлено «охранниками» с помощью огнетушителей. Зимбардо и его коллеги-психологи не ожидали столь стремительного превращения.

Эксперимент продемонстрировал устрашающую кар­тину того, насколько человек зависит от навязанной ему роли, от отношения окружающих и даже от типа одежды.

Контроль поведения

Страшно представить себе, что могло бы случиться, если бы эксперимент Зимбардо продолжался долгое время и если бы в ходе его были применены мощные методы деструктивного контроля сознания.

Л между тем в тоталитарных группах все происходит именно таким образом. Стоит л и удивляться, что чело­век под воздействием эффективных механизмов влия­ния и всей окружающем"! его атмосферы разительно ме­няется, усваивая новые поведенческие стандарты. Сам он при этом не чувствует себя жертвой психологиче­ского насилия, воспринимая навязанные принципы как «свои».

В том-то и дело, что в условиях контроля сознания члены культа, вовлекающие человека в свою деятель­ность, рассматриваются им как друзья или наставники.

Они добиваются ослабления личностной защиты, де­лая людей более уязвимыми для манипулирования. Ключ к успеху контроля сознания состоит в его искус­ности, в том способе, с i юмощью которого у объекта вли­яния поддерживается иллюзия контроля над ситуаци­ей. Человек полагает, что «делает собственный выбор», тогда как фактически подвергается мощному социаль­ному влиянию, имеющему цель разорвать связь меж­ду его собственным критическим сознанием и способ­ностью к принятию решений. Другими словами, он ве­рит, что решил добровольно отказаться от свободной воли в пользу Бога, лидера или идеологии.

Деструктивные культы чаще всего навязывают сво­им членам жесткий режим жизни, позволяющий уп­равлять их поведением. Контроль поведения, как пи­шет, опираясь и на свой собственный опыт, Хассен, включает в себя манипулирование сном, изменение режима питания, вторжение в личную жизнь. Как пра­вило, в тоталитарных организациях действует жест­кая система наказаний и поощрений за все виды пове­дения. Поощряется беспрекословное повиновение, тогда как непослушание карается.

Режим жизни в тоталитарных организациях по­строен таким образом, чтобы предельно ограничить свободное время адептов или вообще лишить их его. Когда участники не заняты культовыми ритуалами, пе­ред ними обычно ставят какие-то конкретные задачи, норой бессмысленные, — они должны делать что угод­но, лишь бы быть постоянно запятыми. Уединенные размышления необходимы человеку для адекватного восприятия окружающей действительности, для само- попимапия. Именно этой возможности и лишают сво­их членов тоталитарные культы, заставляя людей на­ходиться вместе буквально 24 часа в сутки. В некото­рых сектах, чтобы отбить охоту к проявлениям инди­видуализма, культивируется система «приятельства», когда старший «послушник» беспрестанно опекает но­вичка, отслеживая его повседневное поведение.

Контроль над внутренним миром

Моделируя поведение человека, тоталитарные ор­ганизации добиваются контроля над сто внутренним миром, подчиняя себе его мышление и эмоции. Докт­рина группы должна восприниматься как абсолютная Истина, не подлежащая пересмотру или даже обсуж­дению. Но неужели у человека, втягиваемого в секту, не возникают, хотя бы изредка, сомнения в правиль­ности того, что он делает? Неужели внутренний голос не подсказывает ему быть осторожнее? Воспоминания Хассена о пребывании у мунистов помогают нам по­пять, какими средствами тоталитарные культы заглу­шают этот внутренний голос, добиваясь полного эмо­ционального контроля. Прежде всего новообращенно­го стараются засыпать ласками и похвалами — эта практика получила название «бомбардировка любо­вью». Однако главные усилия тратятся па манипули­рование чувствами вины и страха у адепта.

Заманивание в группу начинается с проповеди любви, но как только человек вовлечен, его начинают за­пугивать. Культы умело прививают чувство страха. Че­ловек начинает бояться, что планета вот-вот взорвется, что он утратит драгоценную духовную связь с группой, что им овладеет дьявол.

Лидеры тоталитарных движений виртуозно играют па индивидуальных фобиях людей. Почти каждый че­ловек испытывает иррациональный страх перед чем-либо. Культы используют ранее существовавшие фобии своих адептов, развивая и усиливая их, а также стара­ются внушить новые фобии.

В случае с Хассеном мунисты использовали его бо­лезненное отношение к холокосту. «Я, например, вос­питывался в еврейской семье, а мунисты внушали мне, что шесть миллионов евреев погибли при холокосте в уплату за "греховный" отказ принять Иисуса как сво­его спасителя, — вспоминает ученый. — Эти жуткие смерти якобы послужили основой для того, чтобы Мун пришел вновь как Новый Мессия, — и если я не по­следую за Муном, все эти люди разгневаются и будут обвинять меня вечно».

Осуществляя психологическое насилие, тоталитар­ные секты активно используют и гипнотические ме­тодики, чтобы вызвать у адепта состояние транса, ког­да сознание человека отключается и действует лишь подсознание. Человек в состоянии транса гораздо бо­лее восприимчив, внушаемые идеи легко пускают кор­ни в его подсознании. Некоторые культы используют гипноз даже для того, чтобы манипулировать воспо­минаниями или внедрять ложные воспоминания.

Л если сомнение все же возникло? Адепта убежда­ют, что в любых разочарованиях и сомнениях виноват сам человек. Значит, он что-то делает неправильно. Со­мнения — результат воздействия дьявола. Их надо от­гонять монотонным пением, повторением какой-ни­будь ритуальной формулы. Когда у Хассена кто-то по- сторониий спрашивал, почему преподобный Мун имеет в собственности завод по производству винто­вок М-16, он не задумываясь начинал твердить: «Сла­ва небесам, мир на земле».