• Register

Различные типы тоталитарных движений

До сих пор речь у нас шла о религиоз­но-духовных тоталитарных группах наподобие мунистской церкви Единения или секты «Врата Небес». Эти организации объединяет их сосре­доточенность на религиозных догмах или духовной практике. Во многих подобных группах, почитающих Библию, лидеры провозглашают себя Мессией, Про­роком или Апостолом. В некоторых из них элитная груп­па из нескольких человек, «руководящий орган», пре­тендует на знание истинного значения Священного Пи­сания. Однако чаще всего призывы подобных лидеров подняться над низменными материальными интереса­ми к подлинным вершинам духа носят декларативный и камуфлирующий характер. Почти всегда в таких слу­чаях под маской духовности п бескорыстия обнаружи­вается меркантильность. «Хотя большинство лидеров культа претендуют на принадлежность к "духовному" царству, мы можем увидеть их в истинном свете, когда обнаруживаем, какое большое внимание эти люди уделя­ют материальному миру: их роскошный образ жизни, недвижимость стоимостью в миллионы долларов, круп­ные деловые предприятия и т. д.» (С. Хассен).

Однако существуют, в том числе и в нашей стране, и иные типы культов, помимо духовных и религиоз­ных. Так, например, широкое распространение у нас получили коммерческие группы. Эти культы, как ука­зывает С. Хассен, играют на фантазиях о большом богатстве и власти. Их цель — довести людей от этих фантазий до рабской преданности. В России после Пе­рестройки с небывалым размахом развернулась дея­тельность групп, организованных но типу пирамид «мно­гоуровневого маркетинга». Члены таких объединений обманным путем вербуют людей, которые в свою оче­редь вербуют других с целью предположительного по­лучения денежных процентов с новичков. Как правило, в подобных организациях практикуется проведение регулярных собраний, которые якобы должны повы­шать бодрость духа и интенсивность труда. С этой же целью высшие члены иерархии вынуждают остальных покупать мотивационньге аудиокассеты и видеозапи­си. Известно, однако, что по мерс погружения людей в такую деятельность их состояние чаще всего ухуд­шается. О финансовых последствиях нечего и гово­рить. Для подавляющего большинства людей, втяги­ваемых в коммерческие культовые организации и по­падающих в вербовочную цепочку, все заканчивается, помимо тяжелейшего морально-психологического над­лома, залезанием в долги и разорением.

В нашей стране одной из последних финансовых пи­рамид такого рода стало общество «Меркурий», от де­ятельности которого пострадало более 500 человек из Нижегородской, Ивановской и Владимирской обла­стей. Шестнадцать лидеров пирамиды присвоили себе около 8 миллиардов рублей, которые изначально при- надлежащи пострадавшим. Для вербовки все новых и новых членов пирамиды в дорогих отелях и концер­тных залах Нижнего Новгорода проводились специ­альные презентации и семинары, которые проходили но обычной для коммерческих культовых организаций схеме. Как установило следствие, тщательно продумано if строго регламентировано было все, начиная от гром­кой музыки, аплодисментов, выкриков, формы одеж­ды и до схемы рассадой новичков в зале — родствен­ников, как правило, сажали в разных концах зала и не давали им общаться и обмениваться мнением о проис­ходящем. Во время следствия эксперты пришли к еди­нодушному выводу, что все мероприятия «Меркурия» были организованы с использованием методик дестру­ктивного контроля сознания.

Политические тоталитарные группы

Особого внимания заслуживают политические куль­товые группы. Широко известны между народные терро­ристические организации, члены которых осуществля­ют по всему миру взрывы и диверсии, убивают невинных граждан ради реализации своих утопических и абсурд­ных проектов. Боевики-смертники, без колебаний взры­вающие себя вместе с десятками мирных людей в обще­ственных местах, яркий пример того, до каких преде­лов может дойти процесс зомбироваиия, «промывания мозгов». Каждое самоубийство фанатика является пря­мым результатом деструктивного контроля сознания.

Многие у пас сегодня склонны полагать, что экстре­мистские политические группы существуют главным образом за пределами России или же па ее окраинах, а потому для жителей мегаполисов угроза вовлечения в такую организацию минимальна. Увы, это опасное заблуждение. Факты упрямо свидетельствуют о том, что деятельность террористических организаций, явля­ющихся по своей сути политическими культами, в на­шей стране приобретает все более широкий размах. К со­жалению, к всплеску активности деструктивных поли­тических культов оказалось не готово и государство с его силовыми структурами, и общество в целом.

Так, например, просчеты в миграционной полити­ке породили ксенофобию, на почве которой стали воз­никать экстремистские группировки, организующие из­биения и убийства иностранцев африканского и азиат­ского происхождения. Судя по результатам проведенных силовыми органами немногочисленных расследований, члены таких групп, как правило, являются достаточно образованными молодыми людьми. Свои преступления они объясняют эзотерическими устремлениями — в ча­стности, заботой об очищении России и всей белой ра­сы в целом. Для этих групп характерны жесткая иерар­хия и дисциплина, их участники дают специальные клят­вы верности, фактически отрекаясь от права жить по собственной воле, практикуют всякого рода обрядо­вые действия — вплоть до ритуальных убийств сообщ­ников, заподозренных лидерами в ненадежности.

Именно такой была, судя по всему, задержанная в мае 200G года в Петербурге группировка Борови­кова—Воеводина, совершившая несколько громких убийств, благодаря которым Петербург заслужил ре­путацию «коричневой» столицы. Сам главарь банды, Дмитрий Боровиков, при задержании был убит.

О том, как мало па сегодняшний день российская милиция подготовлена к борьбе с подобными группи­ровками, свидетельствует следующее прискорбное об­стоятельство: по трем резонансным убийствам, совер­шенным в Петербурге бандой Боровикова, к моменту ее ликвидации уже было арестовано милицией и осуж­дено множество невинных людей. Все это — «трудные» подростки, которых милиционеры вынудили (в том чи­сле, как выясняется, и с помощью пыток) дать при­знательные показания.

НБП Эдуарда Лимонова: политическая партия или тоталитарная секта?

В тех случаях, когда группировка занимается хлад­нокровным истреблением студентов из Африки или Индии, ее опасность очевидна всем. Однако порой де­ятельность политической организации носит на пер­вый взгляд достаточно невинный характер, что меша­ет разглядеть в ней типичный деструктивный культ. Такова, например, возглавляемая Эдуардом Лимоно­вым национал-большевистская партия.

Мысль о том, что лимоиовская партия фактически являет собой тоталитарную секту, может вызвать недо­умение и недоверие. Сегодня в российском обществе преобладает ироническое отношение к «иацболам» Лимонова, в них видят шутовскую организацию, не представляющую ни малейшей опасности.

Национал-большевики приобрели широкую извест­ность благодаря скандальным акциям в России п за ее пределами. Одной из первых таких акций стал захват крейсера «Аврора» в мае 1997 года. Позже член НБП Надя Воронова хлестнула букетом гвоздик по лицу М. Горбачева (его лимоновцы называли главным ви­новником развала России) во время вручения ему пре­мии «Человек года». В марте 1999 года двое «нацбо- лов» забросали в Доме кино яйцами Никиту Михал­кова за поддержку президента Казахстана I Газарбаева, которого они считали врагом русского народа. В авгу­сте 1999 года группа из пятнадцати активистов НБП захватила здание Клуба моряков в Севастополе и удер­живала верхнюю башню более двух часов под лозун­гом «Севастополь — русский город!». В ноябре 2000 го­да трое «нацболов» захватили башню собора Святого Петра в Риге, протестуя против антироссийской по­литики Латвии. И в дальнейшем лимоновцы перио­дически совершали подобные скандальные действия, в ходе которых скандировали патриотический лозунг: «Россия — все, остальное — ничто!».

Российские СМИ чаще всего рассказывают о дея­тельности НБП с сочувственной иронией. Па первый взгляд перед нами действительно ничуть не опасная, хо­тя и радикальная, организация, пытающаяся защищать национальные интересы русского народа. В програм­ме национал-большевиков, опубликованной в 1996 го­ду, сказано, что партия имеет целыо создание «гордого " и независимого Русского государства», «установление в стране справедливости имущественной, экономиче­ской ... в интересах большинства граждан». Однако следует помнить, что в деструктивных группах, вклю­чая и политические организации, нередко существует две доктрины: одна для «посвященных», а другая для «посторонних» — последняя призвана создать у ши­рокой публики привлекательный и легитимный образ. Программы с обещаниями идеальной справедливости, равно как и воинствующие «патриотические» акции национал-большевиков, носят рекламный, пиаровский характер и рассчитаны на широкую публику.

Подлинная же, без реверансов в сторону избирате­лей, идеология национал-большевистской партии сфор­мулирована в ряде лимоновских публикаций, прежде всего в книге «Другая Россия: очертания будущего». Здесь развернута грандиозная программа радикально­го переустройства основ не только национального бы­тия, но и всей современной цивилизации в целом. Бо­лее того, программа Лимонова выходит за рамки соци­ально-политического проекта и фактически нацелена на трансформацию самой человеческой природы.

Прежде всего Лимонов предлагает покончить с при­вычной для цивилизованных народов оседлостью и пе­рейти на партизанско-кочевой образ жизни. Програм­ма предусматривает полную ликвидацию городов как «уродливых монстров». Люди будут жить в составе больших вооруженных до зубов коммун, кочующих с места на место. Для реализации подобного проекта едва ли не в первую очередь требуется разрушить та­кую важную ячейку современного общества, как семья. Обличительные инвективы в адрес семьи и призывы ее уничтожить занимают значительную часть общего объема «Другой России». Лимонов не жалеет черных красок, характеризуя типичную российскую семью: «жи­реющая мама, мама с сумками, как тяжелоатлет, ие жен­щина, а бидон какой-то, выочпое животное, верблюд; блевотина харкающего отца» и т. д. Вновь и вновь вождь НБП повторяет, что «российская семья удушает мужчи­ну», «семья — это тупик». Главная его цель — вызвать у молодых приверженцев ненависть к родным и близким.

Вместо прежних семейных связей Лимонов предла­гает полную сексуальную свободу и строгий запрет на аборты. Каждая женщина обязана в возрасте от 25 до 35 лет родить не менее четырех детей, воспитывать кото­рых будут детские дома. Прежняя школа перестанет существовать. Образование будет длиться не более пя­ти лет, и главное место займет «обучение жестокой дра­ке» и овладение всеми видами оружия.

Разумеется, ни о каких «интересах большинства граждан» у Лимонова нет и речи. Вожделенный но­вый порядок должен стать победой «детей над отца­ми, молодежи над средним возрастом». Лимоновская программа адресована подросткам, причем подросткам социально не адаптированным, закомплексованным, не преуспевшим в учебе. Им вождь НБП обещает слад­кую жизнь, где людям пожилого и среднего возраста будут уготованы второстепенные роли, а заправлять всем станут они, 14-20-летпие. Долой школы, роди­тельскую опеку, да здравствует свободный секс и ко­чевое существование!

НБП имеет предельно централизованную структу­ру. В партии царит абсолютное единовластие, воля вождя священна, любые дискуссии запрещены. Еще в 1998 году Лимонов заявил, что «вождю следует без­оговорочно доверять».

В программных текстах, адресованных последова­телям, Лимонов презентирует себя не в качестве поли­тического деятеля — он пророк, новый Мессия: «Я не только чувствую, что пишу пророческие фразы, я знаю: судьба избрала меня объявить будущее. Будет вторая Россия: прибежище новой цивилизации, свободная земля обетованная». Он грозит цивилизации могуще­ственными легионами своих подданных: «Вот они по­являются, великолепные осатанелые физиономии вос­питанных мною новых варваров, Новые Беспрецедент­ные иолчшца. У них нет других отцов, кроме меня. На свои вопросы они получают ответы только у меня. Это н есть быть властителем дум.... Вы, конечно, можете меня сгноить, по ваши дети, которых я воспитал, уро- ют вас. Это не ваши дети, но мои, я отобрал у вас ваших детей. Ибо вы недостойны*.

Лимонов признает, что НБП не политическая пар­тия, но фактически тоталитарная религиозная секта. Разумеется, такой организации необходимы соответ­ствующие символические ритуалы — прежде всего ис­полняемая всеми в одно и то же время воинская молит­ва НБП: «Чтобы где бы партийцы ни находились, они знали, что в этот момент все партийцы в той же позе произносят ту же молитву: "Я, воин НБП, приветствую новый день и в этот Час Единения Партии я с братья­ми! Чувствую мощную силу всех братьев Партии, где бы они сейчас ни находились. Пусть моя кровь вольет­ся в кровь Партии, пусть мы станем единым телом. Да, смерть!"». Понятно и то, что союзников Лимонов ищет отнюдь не среди политических партий, а среди тотали­тарных движений. НБП, как он подчеркивает, «долж­на ориентироваться па союзничество со всеми аиги- системпыми группами общества» — «если необходимо, и со свидетелями Иеговы, и с талибами».

Как и лидеры других тоталитарных сект, Лимонов умело использует в своих целях демократические прин­ципы, требуя для НБП полной свободы. Зачастую лидеры либерально-демократических партий совре­менной России (например, «Яблоко»прини мают его демагогию за чистую монету и действуют в союзе с «нацболами»,защищая их от репрессивных действий государства. Российские либералы, готовые в борьбе против Путина объединиться с НБП, видимо, попро­сту не знают, что Лимонов многократно обещал сразу после своего прихода к власти первым делом разрушить все демократические институции и упразднить выбор­ные процедуры. «Избиратель — баран, тупое животное. Самое разумное для него понять свою ограниченность и довериться вождю и его партии», — любит повторять вождь НБП.

Лимонов был арестован и провел в заключении бо­лее двух лет (с апреля 2001 по июнь 2003 года) за по­пытку реализовать экстремистский проект «Вторая Россия», который предусматривал развязывание пар­тизанской войны на территории северного Казахстана. После выхода из тюрьмы он продолжает руководить национал-большевизмом, активно используя методы деструктивного контроля сознания для зомбирования доверившихся ему подростков. Общество же по-пре- жиему склонно рассматривать деятельность НБП как невинные детские забавы.