До сих пор речь у нас шла о религиозно-духовных тоталитарных группах наподобие мунистской церкви Единения или секты «Врата Небес». Эти организации объединяет их сосредоточенность на религиозных догмах или духовной практике. Во многих подобных группах, почитающих Библию, лидеры провозглашают себя Мессией, Пророком или Апостолом. В некоторых из них элитная группа из нескольких человек, «руководящий орган», претендует на знание истинного значения Священного Писания. Однако чаще всего призывы подобных лидеров подняться над низменными материальными интересами к подлинным вершинам духа носят декларативный и камуфлирующий характер. Почти всегда в таких случаях под маской духовности п бескорыстия обнаруживается меркантильность. «Хотя большинство лидеров культа претендуют на принадлежность к "духовному" царству, мы можем увидеть их в истинном свете, когда обнаруживаем, какое большое внимание эти люди уделяют материальному миру: их роскошный образ жизни, недвижимость стоимостью в миллионы долларов, крупные деловые предприятия и т. д.» (С. Хассен).
Однако существуют, в том числе и в нашей стране, и иные типы культов, помимо духовных и религиозных. Так, например, широкое распространение у нас получили коммерческие группы. Эти культы, как указывает С. Хассен, играют на фантазиях о большом богатстве и власти. Их цель — довести людей от этих фантазий до рабской преданности. В России после Перестройки с небывалым размахом развернулась деятельность групп, организованных но типу пирамид «многоуровневого маркетинга». Члены таких объединений обманным путем вербуют людей, которые в свою очередь вербуют других с целью предположительного получения денежных процентов с новичков. Как правило, в подобных организациях практикуется проведение регулярных собраний, которые якобы должны повышать бодрость духа и интенсивность труда. С этой же целью высшие члены иерархии вынуждают остальных покупать мотивационньге аудиокассеты и видеозаписи. Известно, однако, что по мерс погружения людей в такую деятельность их состояние чаще всего ухудшается. О финансовых последствиях нечего и говорить. Для подавляющего большинства людей, втягиваемых в коммерческие культовые организации и попадающих в вербовочную цепочку, все заканчивается, помимо тяжелейшего морально-психологического надлома, залезанием в долги и разорением.
В нашей стране одной из последних финансовых пирамид такого рода стало общество «Меркурий», от деятельности которого пострадало более 500 человек из Нижегородской, Ивановской и Владимирской областей. Шестнадцать лидеров пирамиды присвоили себе около 8 миллиардов рублей, которые изначально при- надлежащи пострадавшим. Для вербовки все новых и новых членов пирамиды в дорогих отелях и концертных залах Нижнего Новгорода проводились специальные презентации и семинары, которые проходили но обычной для коммерческих культовых организаций схеме. Как установило следствие, тщательно продумано if строго регламентировано было все, начиная от громкой музыки, аплодисментов, выкриков, формы одежды и до схемы рассадой новичков в зале — родственников, как правило, сажали в разных концах зала и не давали им общаться и обмениваться мнением о происходящем. Во время следствия эксперты пришли к единодушному выводу, что все мероприятия «Меркурия» были организованы с использованием методик деструктивного контроля сознания.
Политические тоталитарные группы
Особого внимания заслуживают политические культовые группы. Широко известны между народные террористические организации, члены которых осуществляют по всему миру взрывы и диверсии, убивают невинных граждан ради реализации своих утопических и абсурдных проектов. Боевики-смертники, без колебаний взрывающие себя вместе с десятками мирных людей в общественных местах, яркий пример того, до каких пределов может дойти процесс зомбироваиия, «промывания мозгов». Каждое самоубийство фанатика является прямым результатом деструктивного контроля сознания.
Многие у пас сегодня склонны полагать, что экстремистские политические группы существуют главным образом за пределами России или же па ее окраинах, а потому для жителей мегаполисов угроза вовлечения в такую организацию минимальна. Увы, это опасное заблуждение. Факты упрямо свидетельствуют о том, что деятельность террористических организаций, являющихся по своей сути политическими культами, в нашей стране приобретает все более широкий размах. К сожалению, к всплеску активности деструктивных политических культов оказалось не готово и государство с его силовыми структурами, и общество в целом.
Так, например, просчеты в миграционной политике породили ксенофобию, на почве которой стали возникать экстремистские группировки, организующие избиения и убийства иностранцев африканского и азиатского происхождения. Судя по результатам проведенных силовыми органами немногочисленных расследований, члены таких групп, как правило, являются достаточно образованными молодыми людьми. Свои преступления они объясняют эзотерическими устремлениями — в частности, заботой об очищении России и всей белой расы в целом. Для этих групп характерны жесткая иерархия и дисциплина, их участники дают специальные клятвы верности, фактически отрекаясь от права жить по собственной воле, практикуют всякого рода обрядовые действия — вплоть до ритуальных убийств сообщников, заподозренных лидерами в ненадежности.
Именно такой была, судя по всему, задержанная в мае 200G года в Петербурге группировка Боровикова—Воеводина, совершившая несколько громких убийств, благодаря которым Петербург заслужил репутацию «коричневой» столицы. Сам главарь банды, Дмитрий Боровиков, при задержании был убит.
О том, как мало па сегодняшний день российская милиция подготовлена к борьбе с подобными группировками, свидетельствует следующее прискорбное обстоятельство: по трем резонансным убийствам, совершенным в Петербурге бандой Боровикова, к моменту ее ликвидации уже было арестовано милицией и осуждено множество невинных людей. Все это — «трудные» подростки, которых милиционеры вынудили (в том числе, как выясняется, и с помощью пыток) дать признательные показания.
НБП Эдуарда Лимонова: политическая партия или тоталитарная секта?
В тех случаях, когда группировка занимается хладнокровным истреблением студентов из Африки или Индии, ее опасность очевидна всем. Однако порой деятельность политической организации носит на первый взгляд достаточно невинный характер, что мешает разглядеть в ней типичный деструктивный культ. Такова, например, возглавляемая Эдуардом Лимоновым национал-большевистская партия.
Мысль о том, что лимоиовская партия фактически являет собой тоталитарную секту, может вызвать недоумение и недоверие. Сегодня в российском обществе преобладает ироническое отношение к «иацболам» Лимонова, в них видят шутовскую организацию, не представляющую ни малейшей опасности.
Национал-большевики приобрели широкую известность благодаря скандальным акциям в России п за ее пределами. Одной из первых таких акций стал захват крейсера «Аврора» в мае 1997 года. Позже член НБП Надя Воронова хлестнула букетом гвоздик по лицу М. Горбачева (его лимоновцы называли главным виновником развала России) во время вручения ему премии «Человек года». В марте 1999 года двое «нацбо- лов» забросали в Доме кино яйцами Никиту Михалкова за поддержку президента Казахстана I Газарбаева, которого они считали врагом русского народа. В августе 1999 года группа из пятнадцати активистов НБП захватила здание Клуба моряков в Севастополе и удерживала верхнюю башню более двух часов под лозунгом «Севастополь — русский город!». В ноябре 2000 года трое «нацболов» захватили башню собора Святого Петра в Риге, протестуя против антироссийской политики Латвии. И в дальнейшем лимоновцы периодически совершали подобные скандальные действия, в ходе которых скандировали патриотический лозунг: «Россия — все, остальное — ничто!».
Российские СМИ чаще всего рассказывают о деятельности НБП с сочувственной иронией. Па первый взгляд перед нами действительно ничуть не опасная, хотя и радикальная, организация, пытающаяся защищать национальные интересы русского народа. В программе национал-большевиков, опубликованной в 1996 году, сказано, что партия имеет целыо создание «гордого " и независимого Русского государства», «установление в стране справедливости имущественной, экономической ... в интересах большинства граждан». Однако следует помнить, что в деструктивных группах, включая и политические организации, нередко существует две доктрины: одна для «посвященных», а другая для «посторонних» — последняя призвана создать у широкой публики привлекательный и легитимный образ. Программы с обещаниями идеальной справедливости, равно как и воинствующие «патриотические» акции национал-большевиков, носят рекламный, пиаровский характер и рассчитаны на широкую публику.
Подлинная же, без реверансов в сторону избирателей, идеология национал-большевистской партии сформулирована в ряде лимоновских публикаций, прежде всего в книге «Другая Россия: очертания будущего». Здесь развернута грандиозная программа радикального переустройства основ не только национального бытия, но и всей современной цивилизации в целом. Более того, программа Лимонова выходит за рамки социально-политического проекта и фактически нацелена на трансформацию самой человеческой природы.
Прежде всего Лимонов предлагает покончить с привычной для цивилизованных народов оседлостью и перейти на партизанско-кочевой образ жизни. Программа предусматривает полную ликвидацию городов как «уродливых монстров». Люди будут жить в составе больших вооруженных до зубов коммун, кочующих с места на место. Для реализации подобного проекта едва ли не в первую очередь требуется разрушить такую важную ячейку современного общества, как семья. Обличительные инвективы в адрес семьи и призывы ее уничтожить занимают значительную часть общего объема «Другой России». Лимонов не жалеет черных красок, характеризуя типичную российскую семью: «жиреющая мама, мама с сумками, как тяжелоатлет, ие женщина, а бидон какой-то, выочпое животное, верблюд; блевотина харкающего отца» и т. д. Вновь и вновь вождь НБП повторяет, что «российская семья удушает мужчину», «семья — это тупик». Главная его цель — вызвать у молодых приверженцев ненависть к родным и близким.
Вместо прежних семейных связей Лимонов предлагает полную сексуальную свободу и строгий запрет на аборты. Каждая женщина обязана в возрасте от 25 до 35 лет родить не менее четырех детей, воспитывать которых будут детские дома. Прежняя школа перестанет существовать. Образование будет длиться не более пяти лет, и главное место займет «обучение жестокой драке» и овладение всеми видами оружия.
Разумеется, ни о каких «интересах большинства граждан» у Лимонова нет и речи. Вожделенный новый порядок должен стать победой «детей над отцами, молодежи над средним возрастом». Лимоновская программа адресована подросткам, причем подросткам социально не адаптированным, закомплексованным, не преуспевшим в учебе. Им вождь НБП обещает сладкую жизнь, где людям пожилого и среднего возраста будут уготованы второстепенные роли, а заправлять всем станут они, 14-20-летпие. Долой школы, родительскую опеку, да здравствует свободный секс и кочевое существование!
НБП имеет предельно централизованную структуру. В партии царит абсолютное единовластие, воля вождя священна, любые дискуссии запрещены. Еще в 1998 году Лимонов заявил, что «вождю следует безоговорочно доверять».
В программных текстах, адресованных последователям, Лимонов презентирует себя не в качестве политического деятеля — он пророк, новый Мессия: «Я не только чувствую, что пишу пророческие фразы, я знаю: судьба избрала меня объявить будущее. Будет вторая Россия: прибежище новой цивилизации, свободная земля обетованная». Он грозит цивилизации могущественными легионами своих подданных: «Вот они появляются, великолепные осатанелые физиономии воспитанных мною новых варваров, Новые Беспрецедентные иолчшца. У них нет других отцов, кроме меня. На свои вопросы они получают ответы только у меня. Это н есть быть властителем дум.... Вы, конечно, можете меня сгноить, по ваши дети, которых я воспитал, уро- ют вас. Это не ваши дети, но мои, я отобрал у вас ваших детей. Ибо вы недостойны*.
Лимонов признает, что НБП не политическая партия, но фактически тоталитарная религиозная секта. Разумеется, такой организации необходимы соответствующие символические ритуалы — прежде всего исполняемая всеми в одно и то же время воинская молитва НБП: «Чтобы где бы партийцы ни находились, они знали, что в этот момент все партийцы в той же позе произносят ту же молитву: "Я, воин НБП, приветствую новый день и в этот Час Единения Партии я с братьями! Чувствую мощную силу всех братьев Партии, где бы они сейчас ни находились. Пусть моя кровь вольется в кровь Партии, пусть мы станем единым телом. Да, смерть!"». Понятно и то, что союзников Лимонов ищет отнюдь не среди политических партий, а среди тоталитарных движений. НБП, как он подчеркивает, «должна ориентироваться па союзничество со всеми аиги- системпыми группами общества» — «если необходимо, и со свидетелями Иеговы, и с талибами».
Как и лидеры других тоталитарных сект, Лимонов умело использует в своих целях демократические принципы, требуя для НБП полной свободы. Зачастую лидеры либерально-демократических партий современной России (например, «Яблоко»прини мают его демагогию за чистую монету и действуют в союзе с «нацболами»,защищая их от репрессивных действий государства. Российские либералы, готовые в борьбе против Путина объединиться с НБП, видимо, попросту не знают, что Лимонов многократно обещал сразу после своего прихода к власти первым делом разрушить все демократические институции и упразднить выборные процедуры. «Избиратель — баран, тупое животное. Самое разумное для него понять свою ограниченность и довериться вождю и его партии», — любит повторять вождь НБП.
Лимонов был арестован и провел в заключении более двух лет (с апреля 2001 по июнь 2003 года) за попытку реализовать экстремистский проект «Вторая Россия», который предусматривал развязывание партизанской войны на территории северного Казахстана. После выхода из тюрьмы он продолжает руководить национал-большевизмом, активно используя методы деструктивного контроля сознания для зомбирования доверившихся ему подростков. Общество же по-пре- жиему склонно рассматривать деятельность НБП как невинные детские забавы.