Стивен Хассен был возвращен к нормальной жизни с помощью так называемого депрограммирования. Депрограммирование (или декодирование) — это популярная в 70-е годы XX века тактика переубеждения адепта деструктивного культа, в основном апеллирующая к здравому смыслу. Основоположник этого метода, Тед Патрик, исходил из того, что если культы применяют методики, «программирующие» верования посредством гипноза, подражания, повторения и техник изменения поведения, то возможен и обратный ход этого процесса.
В большинстве случаев депрограммирование предусматривало насильственное похищение и принудительное заточение. Обычно процесс протекал следующим образом. Депрограммисты, захватив члена культа, привозили его в тайное место, находящееся под постоянной охраной, где он не мог оставаться наедине с собой, даже в ванной. Иногда в помещении заколачивали и окна, чтобы исключить возможность побега. Депрограммирование длилось целыми днями, а иногда и педелями до тех пор, пока адепт не начинал проявлять признаки психологического перелома и освобождения от влияний культового контроля сознания. Впрочем, известны случаи, когда культист успешно притворялся исцеленным, чтобы избавиться от психологического пресса депрограммистов.
В случае со Стивеном Xaccеном депрограммирование принесло положительный результат. Почему же сам он впоследствии стал убежденным противником этого метода?
В чем дефекты метода депрограммирования?
По мнению Хассена, модель депрограммирования основана на упрощенном представлении о человеке.
Сознание и психика людей не могут быть запрограммированы или депрограммированы подобно компьютеру. Человек — не робот.
На собственном опыте Хассен убедился, что депрограммирование становится для участника культа тяжелейшим стрессом, психологическим надломом, вызывает самые глубокие страхи. В момент своего насильственного захвата членами семьи человек как бы убеждается в правоте наставников-культистов, которые всегда твердили ему, что родственники — враги, которым нельзя доверять. Травму может нанести и то обстоятельство, что адепт поначалу видит не своих близких, а неизвестных людей, которые запихивают его в машину, увозят прочь и держат взаперти. В такой момент последователь культа убежден, что эти люди являются воплощением зла, и проявляет недоверие, гнев, возмущение, что препятствует процессу психологического освобождения.
Даже если депрограммирование и завершается в целом успешно (а это случается далеко не всегда), человеку, как правило, наносится тяжелая психологическая травма, от которой он потом страдает всю жизнь.
Весьма показательно мнение Кэтлин Мэнн, чья судьба во многом повторила судьбу Хассеиа. Эта женщина, профессиональный консультант-психолог, была в 1990 году вовлечена в тоталитарную группу «Церковь Универсальная и Торжествующая», а затем друзья похитили се и насильственно подвергли процедуре декодирования. Впоследствии Мэнн оцеп и вала действия своих избавителей весьма неоднозначно: «Мне хватило бы и одной психологической травмы; вместо этого у меня их было две — обе болезненные, обе попирающие достоинство, обе причиняющие ущерб. В обоих случаях игнорировали меня как человека в пользу других людей».
Процесс депрограммирования может эмоционально травмировать не только самого культиста, по и остальных участников процедуры, включая семью и даже бывших участников культа, оказывающих помощь собрату. Насилие над личностью — это всегда деструктивный процесс, даже если его используют как средство достижения благородных целей. Участвующие в акции декодирования невольно ощущают себя такими же манипуляторами, как и лидеры культа.
«Подход стратегического взаимодействия»
Свой собственный метод освобождения людей от деструктивного контроля сознания Хассен назвал Подходом стратегического взаимодействия. Этот метод прошел успешную апробацию и пользуется огромным авторитетом у практикующих психотерапевтов всего мира.
Подход стратегического взаимодействия ничего общего не имеет с методикой шоковой терапии и не сулит никаких волшебных мгновенных превращений. Он настраивает на долгую борьбу за подлинное спасение человека, который должен освободиться от тоталитарного дурмана и стать полноценной личностью, а не ущербным субъектом с травмированной психикой. Цель Подхода стратегического взаимодействия (ПСВ) состоит в том, чтобы свобода не была навязана участнику культа насильственно, — человек должен выбрать освобождение добровольно и сознательно. ПСВ направлен на стимулирование внутреннего роста — как самого адепта, так и его близких. Необходимо не заставить, а убедить человека покинуть тоталитарную группу. Процесс убеждения обычно длится долго и требует от всех участников терпения и самоотдачи.
Когда необходимо бить тревогу?
Как вовремя распознать опасность? По каким признакам можно догадаться о контактах близкого человека с тоталитарной группой?
Если ваш родственник или друг внезапно и стремительно отказывается от своих прежних увлечений, интересов, привычек, жизненных ценностей, если он проводит время в некоей группе, о которой рассказывает не очень охотно, и при этом буквально на глазах превращается в незнакомую отчужденную личность, — такие перемены должны привлечь ваше внимание и заставить серьезно задуматься о причинах. Но не следует спешить с выводами и действиями — очень может быть, что оснований для тревоги нет. Выше уже подчеркивалось, что не всякая группа, члены которой имеют оригинальные взгляды и неортодоксальные верования или ведут себя необычным образом, является тоталитарной.
С другой стороны, вовлеченность человека в культ далеко не всегда приводит к очевидным негативным изменениям в его поведении. Более того, очень часто эти перемены могут показаться благотворными. Многие тоталитарные движения категорически запрещают своим членам курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также внебрачный секс. Нередко культы активно приобщают своих сторонников к спорту. Поэтому новообращенный адепт, обретший физическую бодрость и отказавшийся от вредных привычек, порой производит на друзей и родственников весьма положительное впечатление.
Итак, внешние признаки могут быть обманчивыми. Психолог Е. Волков называет среди основных примет человека, вовлеченного в тоталитарную секту, специфический «стеклянный» взгляд и механические интонации в голосе — следствие перехода в состояние «параллельного существования ».
Уверенный вывод о тоталитарном характере организации, в которую вступил человек, можно сделать в том случае, если он отдаст группе свои сбережения, материальные ценности, а тем более жилье.
Следует иметь в виду, что если человек уже вовлечен в деструктивный культ, бесполезно ждать от него сколько-нибудь объективной информации о том, в каком состоянии он пребывает. Его сознание находится иод контролем, он ие будет знать, что с ним происходит, до тех пор, пока не отойдет от группы. Новообращенный адепт скорее всего будет твердить, что абсолютно счастлив и полностью свободен.
Так, члены культа «Врата Небес» в записанных на видеомагнитофон прощальных заявлениях, объяснявших причину, по которой они решили покинуть свои телесные «оболочки» и совершить самоубийство, все как один утверждали, что действуют по собственной воле и счастливы принять такое решение. Осуществляемый культом контроль сознания создает впечатление, что адепты якобы следуют своей собственной свободной воле, но это лишь иллюзия.
Типичные мыслительные шаблоны, мешающие начать борьбу за спасение культиста
По мнению Д. Бэрнса, существует ряд мыслитель- пых стереотипов, которые мешают родным и близким вести борьбу за освобождение культиста от тоталитарного рабства.
Одним из наиболее типичных шаблонов такого рода является наклеивание ярлыков и оскорбительные выпады в адрес члена культа, когда его называют роботом с промытыми мозгами, идиотом, поверившим в ерунду. В ответ на оскорбления культист окончательно замыкается, убеждаясь во враждебности родственников.
Однако недопустима и прямо противоположная крайность — самообвинения родственников члена культа, преувеличенное чувство вины за его сближение с сектой. В таких случаях отец или мать склонны возлагать на себя всю ответственность за происшедшее.
Еще одним характерным мыслительным стереотипом в данной ситуации является попытка близких дать рационалистическое объяснение случившемуся, когда придумываются оправдания, почему все происходит так, как происходит. Например, говорят, что пребывание в тоталитарной группе для культиста еще не худший вариант — ведь он мог бы оказаться на улице, срс- ди наркоманов.
Такого рода мыслительные шаблоны являются признаками стрессового расстройства, которое часто воз- пикает у родственников и друзей человека, вовлеченного в культ. Чтобы начать успешную деятельность по спасению культиста, все, кому он дорог, должны преодолеть собственный стресс и обрести адекватное состояние.
Сбор необходимой информации
Сведения о группе, в которую вовлечен человек
Следует прежде всего получить представление о той тоталитарной группе, в которую оказался вовлечен ваш близкий. Важно понять, какова структура группы. Все деструктивные культы в той или иной степени построены наподобие пирамиды с харизматическим лидером па вершине и фундаментом из рядовых адептов. Посредине располагается небольшой круг советников, а ниже — более крупная группа сублидеров.
Оценивая структуру группы, необходимо обратить внимание на все аспекты ее деятельности. Важно попять, кто осуществляет реальное руководство и какую власть имеют эти люди над близким вам человеком. Насколько многочисленна группа? Стремится ли она к законопослушному существованию? Как группа добывает деньги? Тратит ли она средства на пиар? Имеет ли она собственных юристов, чтобы воздействовать на своих критиков путем судебного преследования?
В рамках НCB прежде всего следует рассматривать то, как группа ведет себя, а не то, во что она верит. Однако, по убеждению Хассена, необходимо самое пристальное внимание уделить и доктрине тоталитарного движения, чтобы оцепить ее деструктивность. По мнению большинства ученых, чем основательнее доктрина разработана и систематизирована, тем более устойчивой оказывается группа.
В этом плане следует иметь в виду, что в деструктивных группах, как уже подчеркивалось ранее, часто существует /две доктрины: одна для «посвященных», а другая для «посторонних». Последняя призвана создать у широкой публики респектабельный и легитимный образ, который может быть весьма убедительным и для рядовых адептов. Следует выяснить, придерживаются ли лидеры декларируемого кодекса этики. Чтение культовой литературы поможет выявить групповой обман.
Источником информации об интересующем вас тоталитарном движении и его властной иерархии может стать прежде всего Интернет. Еще более надежным источником ценных сведений являются бывшие члены культа. Именно общение с ними поможет вам овладеть специфическим «передернутым» языком, которым пользуются адепты группы.
Задача усложняется, когда речь идет о группе, которая недавно возникла и еще не успела «засветиться». В любом случае, если близкий вам человек сообщил о намерении изменить поведение, посвятив жизнь повой системе верований, и эти перемены связаны с его вовлечением в какую-то организацию, стоит разузнать побольше о его новых друзьях. Главное, что должно заставить вас насторожиться, — жесткая централизация группы и авторитарные поползновения ее лидера, претендующего на обладание истиной. Всемирно известный христианский мыслитель Норманн Гейслер сказал по этому поводу следующее: «Всякий раз, когда вы имеете дело с человеком, заявляющим, что он напрямую связан с Богом и никому не подотчетен, знайте, что если культ не рождается сегодня, то он возникнет завтра».
Опасность при сборе информации о группе
Все специалисты-психотерапевты, имеющие опыт, связанный с деятельностью тоталитарных движений, предупреждают: ни в коем случае не следует посещать занятия культовой группы и даже появляться на ее территории без соответствующей подготовки.
Особенно опасно длительное посещение семинаров или занятий. Известны случаи, когда вербовали далее тех, кто считал себя подготовленным к такому повороту событий.
В этом смысле весьма поучителен пример Кэтлин Мэнн, о судьбе которой речь уже шла ранее в связи с методом депрограммирования. Эта женщина, профессиональный консультант-психотерапевт, с научными целями занималась изучением деятельности тоталитарной группы «Церковь Универсальная и Торжествующая» и ее лидера Элизабет Клэр Ирофет. Чтобы лучше понять доктрину и методологию движения, Мэнн встретилась с Ирофет в штаб-квартире группы в штате Монтана. Харизма последней произвела на исследовательницу очень сильное впечатление. Кэтлин Мэнн подверглась методам контроля сознания, что свело на нет ее профессиональный опыт и критические способности и внушило поклонение группеи ее лидеру. Вскоре Минн отказалась от научно-исследовательской работы и решила переехать на ранчо, где жила коммуна адептов. Как уже было сказано, для спасения Мэнн от психологического насилия со стороны культа ее друзья были вынуждены применить насильственное депрограммирование, что нанесло ей серьезную травму.
Биографический профиль жертвы культа
Собрав предварительные сведения об интересующей вас организации, вы должны попытаться вступить в общение с ее членами, чтобы составить более подробную картину их верований, языка и поведения. Если контакте нынешними представителями культового объединения невозможен, необходимо разыскать бывших членов. Только информация, полученная непосредственно из первых рук, способна дать вам ио- иастоящему глубокое представление о нынешнем положении того человека, которому вы стремитесь помочь. Важно узнать, какие виды работ он выполняет, чем именно занимается в группе. Является ли он рядовым членом или вербовщиком? Имеет ли доступ к высшему лидеру? Где он чаще находится? Весьма значимым является вопрос о том, сколько времени он провел в культе. С одной стороны, чем дольше люди находились в группе, тем больше разочарований они испытали. С другой стороны, долгое пребывание в культе существенно затрудняет уход: сдерживающими факторами являются привычка, психологическая зависимость. Всю совокупность подобного рода сведений о человеке, которого вы решили освободить от психологического рабства, Хассен называет «биографическим профилем».
Создание команды
Прежде всего необходимо создать команду единомышленников, которые готовы вести борьбу за спасение человека, ставшего жертвой тоталитарной секты, п сознают, насколько длительной и трудной может оказаться эта борьба. Ядром команды должны стать члены семьи и близкие друзья культиста — те, кому он раньше доверял и к кому испытывал наибольшее уважение.
Хассен подчеркивает особую роль семьи. Семья может быть разведенная, да и культнст может вовсе не поддерживать контактов с родителями, братьями, сестрами и т. д. Часто люди из «разбитых» семей полагают, что им не следует вступать в контакт с родственником, вовлеченным в деструктивный культ. Они убеждены, что лишь откроют старые раны и вызовут у культиста раздражение. Но Хассен, опираясь на свой огромный практический опыт, доказывает, что родственные связи ничем невозможно заменить. Ресурсы, находящиеся в распоряжении семьи, очень велики, и их следует использовать.
Главное, чтобы у близких было искреннее желание помочь попавшему в беду. При наличии такого устремления никакие прошлые семейные разногласия н даже разводы не могут стать препятствием. Сосредоточившись на потребностях человека, нуждающегося в помощи. родственники обычно находят общий язык и работают ради совместной цели.
Кроме родственников и друзей, с которыми человек был связан вдокультовый период своей жизни, в список команды следует включить также и бывших членов его тоталитарной группы, освободившихся от деструктивного контроля сознания. Их опыт способен оказать сильное воздействие на культиста.
К участию в терапевтическом процессе можно привлекать также и другие семьи с аналогичными проблемами.
Помимо этого, Хассен считает возможным использовать помощь всех, для кого культист небезразличен и кто заслуживает доверия.
Разумеется, команда должна действовать в соответствии с рекомендациями опытного и профессионально подготовленного специалиста-терапевта и под его непосредственным руководством.