• Register

Основные стороны и функции процесса общения

Коммуникация и информативная функция общения

Сразу следует оговориться, что понятия общения, коммуникации, взаимодействия и обмена информацией ни в коем случае не тождественны, как иногда представляется, что мы продемонстрируем далее. Итак, в ходе совместной деятельности, в том числе деятельности общения, людям, ее субъектам, свойственно обмениваться между собой информацией, которая может складываться из следующих составляющих:

  • представления;
  • идеи;
  • настроения;
  • интересы;
  • чувства;
  • установки.

Безусловно, коммуникация поэтому может быть рассмотрена как процесс обмена информацией, однако сведение человеческой коммуникации, в особенности коммуникации деловой или управленческой, во всем ее многообразии лишь к передаче-приему информации было бы неправомерным. Об этом говорит, в частности, и то, что сообщение, содержащее информацию, в процессе прохождения между участниками коммуникации, как правило, подвергается воздействию и видоизменяется, модифицируется. В рамках межличностного общения с информационным сообщением происходят следующие процессы. Оно:

  • формируется;
  • уточняется;
  • развивается.

Понятно поэтому, что специфика процесса обмена информационными сообщениями между двумя или более коммуникаторами, субъекта-
ми общения должна быть описана отдельно и подробно. Попробуем это сделать далее. Итак, особенности человеческой коммуникации следующие.
1. Участники. Коммуникация есть интерсубъектный процесс, то есть взаимодействие в ее рамках относится к категории субъект-субъектных. При этом в процессе коммуникации происходит не , простое передвижение информации от одного ее члена к другому, но активный обмен ею. Причем субъекты не ограничиваются только обменом значениями, а еще и пытаются выработать общий смысл. Основным дополнением процесса общения здесь становится значимость информации для субъектов коммуникации, ее участников.
Таким образом, в каждой коммуникации мы можем наблюдать тройственный союз процессов:

  • деятельность;
  • общение;
  • познание.

2. Направленность. Коммуникация есть процесс не только информационного обмена, но и взаимного влияния партнеров посредством знаковых систем, которые А. Н. Леонтьев уподобил «орудию в труде», и это принципиальный ее аспект. Возникающее при этом влияние представляет собой взаимное воздействие коммуникаторов, изменяющее как поведение каждого, так и тип их отношений, причем сама продуктивность ее может быть оценена через степень эффективности воздействия.
3. Условия. Коммуникация есть процесс, принципиально возможный лишь в случае наличия у коммуникаторов одинаковых или совместимых систем кодировки и декодирования информации, то есть при совпадении знаков и значений, закрепленных за этими знаками. Мысль, как известно, не тождественна значению слов, которыми она обозначается, о чем говорил еще Л. С. Выготский. Таким образом, для успешной коммуникации должны соблюдаться следующие условия:

  • подобные системы речи субъектов коммуникации — лексическая, синтаксическая;
  • подобное понимание ситуации субъектами коммуникации;
  • подобная интерпретация сообщения субъектами коммуникации;
  • общая система деятельности субъектов коммуникации.

4. Препятствия. Коммуникация есть процесс, сопровождающийся возникновением специфических барьеров социального или психологического характера. Эти барьеры, препятствующие процессу коммуникации, могут иметь следующие причины:

  • объективно-социальные — политические, статусные, религиозные, профессиональные;
  • субъективно-психологические — особенности личностей коммуникаторов (лживость, скрытность, застенчивость и т. д.); особенности отношений между коммуникаторами (неприязнь, антипатия, недоверие и т. д.).

Таким образом, как мы убедились, процесс коммуникации не может быть отождествлен с обменом информацией между ее участниками, субъектами деятельности общения. Тем не менее несводимая к информированию коммуникация может быть отчасти описана с использованием понятийного аппарата теории информации. В частности, с привлечением понятия «направленности сигналов» [15], когда выделяются следующие типы коммуникативных процессов:

  • аксиальный — однонаправленный (субъект-субъект);
  • ретиальный — разнонаправленный (субъект-субъекты). В процессе последнего возникают следующие явления:
  • социальная ориентация участников, т. е. осознание ими принадлежности к определенной социальной группе;
  • фильтрация информации, т. е. пропускание ее через коммуникативные фильтры;
  • фасцинация, т. е. применение системы средств, ослабляющих действие коммуникативных фильтров.

Информация, содержащаяся в сообщении, передаваемом в процессе коммуникации, может быть следующих типов:
1) побудительная, выраженная приказом, советом, просьбой:

  • интердикция, т. е. запрет;
  • активизация, т. е. побуждение;
  • дестабилизация, т. е. нарушение автономных форм поведения;

2) констатирующая, выраженная в форме сообщения, варьирующая от констатации до убеждения.

Вообще одной из важнейших установок, подготовивших возникновение современных концепций коммуникации, стал системный подход, в соответствии с которым явления следует рассматривать в их существенных взаимосвязях и взаимозависимостях.

Коммуникацию обслуживают язык и речь, соответственно, с формированием коммуникативного подхода текст стал рассматриваться не изолированно, а в рамках того взаимодействия, где он, собственно, и возник. Таким образом, текст был обозначен как продукт коммуникативного процесса и номинирован как дискурс, под которым стали пониматься все виды речевой, разговорной практики — от бытового диалога до лекции. В контексте коммуникации дискурс есть целенаправленное действие, обращенное к ситуации и к собеседникам и предпринятое для достижения целей этой коммуникации. Собеседники в ее процессе вступают в социальное взаимодействие, оказывают воздействие, реализуют власть при этом дискурс включает когнитивные факторы, необходимые для его создания и понимания, и отражает такие особенности человека, как:

  • представления о мире;
  • мнения;
  • установки;
  • интенции.

Именно дискурс является главным объектом исследований на протяжении ряда лет таких отраслей психологии, как социальная психология, психолингвистика, а также лингвистика и социология. Темы, которые наиболее обсуждаемы, это вопросы:

  • об обеспечении согласования действий и высказываний;
  • о реализации намерений участников в вербальном взаимодействии;
  • об особенностях речи в зависимости от условий общения.

Таким образом, вопрос организации вербального взаимодействия
и продукт совместной деятельности коммуникаторов в виде дискурса как целостной системы со сложноорганизованной структурой есть один из центральных вопросов. Правила, образующие конвенциональную основу вербального взаимодействия, которые обеспечивают координацию действий и высказываний, являются важнейшей задачей дискурс-анализа. К самым интересным его разработкам мы и обратимся далее. Одна из них — это свод правил, обозначаемых как коммуникативные максимы — пять базовых принципов, регулирующих поведение собеседников П. Грайса:

  • максима кооперации — готовность к сотрудничеству;
  • максима количества — внесение оптимума информации;
  • максима качества — внесение правдивой информации;
  • максима релевантности — уместность и адекватность контексту;
  • максима способа коммуникации — избегание неясности, двусмысленности.

Показано, что коммуникативные максимы, будучи нарушенными, всегда оказывают определенное воздействие на слушателя. Двусмысленность информационного сообщения предполагает необходимость интерпретации — импликатуры со стороны собеседника, которая может оказаться и неточной. Разговорные импликатуры осуществляются в соответствии с некими правилами, когда говорящий предполагает, что партнер по коммуникации знает их и в состоянии понять и объяснить нарушения коммуникативных максим. Задействованный при этом механизм позволяет применять разнообразные непрямые утверждения, важные с позиции выдержанности тактики разговора, например соблюдения правил приличия, вежливости, тактичности. Коммуникатор передает с помощью речи нечто большее, а порой и нечто иное, нежели то, что содержится в языковой форме высказывания. Соответственно, для того чтобы включиться в коммуникацию, следует принимать во внимание конвенции интерпретации, правила употребления выражений.
Огромный вклад в изучение проблемы вносят исследования организации повседневного разговора Г. Сакса, центральная задача которых состояла в объяснении того, каким образом происходит смена говорящих. Было доказано, что в основе смены собеседников находятся следующие принципы:
1) последовательности — задающий простейшую схему построения разговора, на основе которой возникают более сложные;
2) релевантности — предполагающий ожидаемую или отсроченную реплику соответствующего типа;
3) предпочитаемой структуры -— характеризующий особенности речевых фрагментов:

  • с подтверждающими репликами;
  • с отклоняющими репликами.

Описываются также различные способы подключения к разговору, в частности перебивания, приемы, заключающиеся в использовании невербальных средств, таких как перемещение взгляда, жестикуляция. Подобные исследования выявляют организацию диалога, включенную в механизм социального взаимодействия, интерактивных актов, совершаемых собеседниками:

  • паузы;
  • наложение реплик;
  • перемещение взора.

На самом деле человек, выражая свои коммуникативные намерения, предлагает, требует, таким образом совершая речевые акты и добиваясь того, чтобы его стремления были поняты собеседником. Итак, можно сказать, что, когда человек высказывается, он начинает действовать, то есть осуществлять целенаправленный речевой акт, таким образом, речь может рассматриваться как форма действия, направленного на определенную цель. В соответствии с этим представлением была разработана теория речевых актов Дж. Серля, рассматривающая вопрос о факторах, обеспечивающих выражение и понимание намерений. В рамках ее был продемонстрирован приоритет учета проявляющегося в высказывании намерения собеседника для понимания речевой коммуникации. Проблема целенаправленности речевой коммуникации рассматривается Т. Н. Ушаковой в рамках подхода, называемого интент-анализом. Она исходит из определения намерения как импульса к говорению, связанного с содержанием мысли и чувства, а речи — как преднамеренного произвольного действия.
Особенности дискурса, связанные с условиями коммуникации и социальной принадлежностью собеседников, изучаются представителями таких направлений, как:

  • социолингвистический анализ коммуникации;
  • исследования разговорной речи.

В рамках первого показывается значительность влияния социальных характеристик коммуникаторов на протекание вербальной коммуникации, которое оценивается как весьма значительное. При этом существенными считаются следующие особенности участников общения:

  • социальный статус;
  • социальная роль;
  • профессия;
  • этническая принадлежность;
  • возраст.

В рамках второго рассматривается влияние на особенности дискурса специфики разговорной речи. При этом показывается, что разговор в условиях непринужденного межличностного общения строится по специфическим правилам, имеющим следующие особенности:

  • фонетические;
  • морфологические;
  • лексические;
  • синтаксические.

При этом непосредственный контакт собеседников, спонтанность и динамизм разговорной коммуникации определяются следующими чертами речи:

  • полифункциональность форм;
  • семантический синкретизм;
  • экспрессивность;
  • словотворчество.

Определяют использование разговорной речи и влияют на ее структуру следующие условия:

  • число собеседников;
  • степень их знакомства;
  • временные характеристики разговорного акта.

Рассмотренные нами выше исследования имеют теоретическую направленность, скорее, фундаментального характера. В то же время существует прикладная психолингвистика, занимающаяся проблемами, связанными с функционированием речи в личностной сфере человека и его профессиональной деятельности. На одном из направлений решается задача достижения человеком высочайшего уровня владения искусством речи в целях оказания максимального влияния на окружающих. Подобного рода задачи возникают в профессиональной деятельности, например специалистов по связям с общественностью, политиков и управленцев. На другом — задача компенсации речевых дефектов различного генеза. В контексте нашей проблематики остановимся коротко на первом направлении. Итак, в свете практических задач сегодняшнего дня выявляется недостаточность старых подходов риторики, уделявших внимание логической выстроенное речи, убедительности аргументации и направленности на публичные выступления ораторов. Исходя из современных представлений ситуация речевого общения выступает как сложное системное образование с многочисленными компонентами. Особенностью этого подхода следует считать принципиально важный поворот к коммуникативной стороне речи, когда именно взаимодействию коммуникаторов в процессе разговора и общения уделяется основное внимание.
1. При этом современная риторика рассматривает следующие ситуации взаимодействия коммуникаторов:

  • непосредственное, при разговоре лицом к лицу (аксиальное и ретиальное);
  • опосредованное, при выступлении в электронных и печатных СМИ (ретиальное).

2. При этом отрабатываются представления о том, как люди воздействуют друг на друга в процессе коммуникации и реализуют свои цели, задачи и желания.
3. При этом рассматриваются способы организации диалогов и полилогов и анализируются тактики речевого поведения собеседников, их роли и позиции в разговоре.
4. При этом разрабатываются техники манипулирования собеседником, такие, например, как:

  • запугивание;
  • увещевание;
  • введение в заблуждение;
  • приманивание;
  • лесть;
  • эмоциональные призывы.

Именно такого рода техники, применяемые в деловом общении, и приемы противостояния им, на которых мы подробно остановимся в дальнейшем, и являются предметом нашего интереса. В целом же предметом изучения современной риторики становятся не столько и не только трибунные речи, как самый широкий спектр коммуникаций:

  • общение знакомых в неформальной обстановке;
  • взаимодействие малых групп в формальной ситуации;
  • публичные выступления в больших группах,
  • участие в радио- и телепередачах на большую аудиторию.

Весьма важным в этой связи нам представляется, в частности, изучение и такого современного типа коммуникаций, как интерактивные, в режиме реального времени, сеансы ретиальной связи посредством Интернет или телефонии, практикуемые СМИ. Они, как нам кажется, заслуживают пристального внимания и отдельного исследования в контексте проблематики психологического влияния в массовых коммуникациях.
В частности, интересные наблюдения по поводу психологических особенностей больших групп сделаны С. Московичи. Так, он показал, что особенностью восприятия толпы являются:

  • безразличие — безразличие к противоречию, связанное с «автоматичностью» мышления толпы, наполненного стереотипами и клише;
  • жизненность — чувствительность к жизненности предлагаемых идей, проявляющаяся в реакции лишь на то, что вызывает ее непосредственный интерес;
  • повторяемость — необходимость их многократного повторения, превращающего идею-понятие в идею-действие, когда люди не в состоянии рассуждать, а лишь подвергаются внушающим воздействиям.

Понятно, что межличностное общение не сводится к взаимодействиям массового характера, а представлено и деловым общением, в рамках которого рассматриваются факты и приводится логическая аргументация и общением с близкими, когда отношения выстраиваются на основах доверительности. Однако при всем многообразии ситуаций общения практически все они организованы по одинаковым принципам, выявлением и описанием которых и занимается практическая риторика.