• Register

Вербальные средства влияния

Относятся к числу повсеместно применяемых и наиболее хорошо изученных. Именно они являются основными составляющими таких основных видов психологического влияния, как внушение, убеждение, заражение, уподобление и манипулирование. Тем не менее при всей распространенности этого средства общения и влияния следует понимать, что собственно о вербальном воздействии вне присутствия других компонентов речь идет в ограниченном числе ситуаций.
Вне зависимости от того, какого рода способ вербального воздействия выбран, в нем всегда присутствует значительная доля сопутствующих невербальных элементов, в частности:
1) в случае устной речи:

  • внешние визуальные характеристики субъекта влияния;
  • паралингвистические компоненты его речи;
  • экстралингвистические компоненты его поведения;
  • проксемические компоненты его поведения;
  • кинетические компоненты его поведения;
  • такесические компоненты его поведения;
  • визуалистические компоненты его поведения;

2) в случае письменной речи:

  • особенности пространственного расположения;
  • особенности цветопередачи;
  • особенности графики;
  • особенности дизайна.

Помимо связи с невербальными средствами общения, вербальные сочетаются и со средствами:
1) влияния на мотивационно-потребностную сферу, в зависимости от потребностного и деятельностного контекста — статуса партнеров по взаимодействию и особенностей сферы взаимодействия;
2) привлечения к совместной деятельности.
Итак, вербальные средства влияния как самостоятельно, так и в совокупности с другими средствами широко используются в практике общения, взаимодействия и воздействия. Содержание информационного сообщения, зафиксированное посредством слов, выступающих в качестве носителей определенных значений, может адресоваться:

  • к воображению объекта;
  • к его эмпирическому опыту;
  • к конкретному состоянию;
  • к актуальному переживанию.

Реакция адресата на сообщение специфична и зависит от осмысления им содержания в личностном контексте, ложась в последующем в основу развития многих регуляторов его поведения. Возможен и вариант переживания адресатом сообщения когнитивного диссонанса, возникающего вследствие появления противоречий между старыми представлениями и новой информацией.
Таким образом, можно выделить следующие функции вербальных средств влияния в общем контексте его целей и задач:

  • формирование совместно с другими средствами целостного и внутренне единого комплекса средств влияния, продуктивность применения которых находится в прямой зависимости от непротиворечивости и сочетаемости его компонентов;
  • выступление в качестве средства осознания и выражения системы «Я» индивидуума;
  • исполнение роли элемента процесса коммуникации как передачи информации;
  • выступление в качестве средства удовлетворения потребностей;
  • осуществление знаковой функции в контексте других средств влияния.

Последняя позиция является принципиально важной для понимания роли вербальных средств влияния в контексте общения и психологического влияния в целом. Итак, стимулы, воздействующие на анализаторы, вне зависимости от их модальности запечатлеваются не
только в виде образов, но и как некие знаки, давая возможность впоследствии, оперируя ими, включать их в смысловой контекст конкретной ситуации. Поэтому в сознании индивидуума значения сохраняются в разнообразных формах, объединенных в субъективные семантические пространства, или «семантические поля», состоящие из следующих элементов:

  • образов;
  • символов;
  • символических действий;
  • знаков;
  • вербальных форм.

Подводя промежуточный итог, отметим, что при влиянии стимулов, направленных на разные анализаторы, принципиально важной является опора на знаковую, опосредующую функцию слова.
Таким образом, понимание текста в качестве продукта деятельности субъекта становится основой для анализа механизма вербального влияния. Ключевое понятие текстовой деятельности, в терминологии Т. М. Дридзе, помещено в контекст деятельности общения, которая и мотивирует создание и интерпретацию сообщения для реализации коммуникативно-познавательных задач.
-Предпосылки интерпретации текстов создают возможности варьирования языковых выражений, по представлениям П. Б. Паршина, В. М. Сергеева. При расхождении смыслов знаковых средств партнеров по общению варьирование выражений становится:

  • средством речевого воздействия — при осознании субъектом и неосознании объектом;
  • средством анализа субъекта — при осознании объектом и неосознании субъектом;
  • средством речевого противостояния — при осознании субъектом и объектом.

В связи с этим рождаются эффекты, возникающие в процессе создания и интерпретации текстов, обусловленные следующими факторами:

  • лингвистическим уровнем, обусловленным спецификой знаковых средств;
  • экстралингвистическим уровнем, обусловленным средствами реализации коммуникативных интенций.

При анализе механизма вербального влияния невозможно обойтись без опоры на семантику. В связи с этим коротко охарактеризуем теорию речевого воздействия, основные положения которой гласят, что:

  • субъекты взаимодействия используют разные, но отождествимые способы передачи информации, а использование разных средств для передачи конкретной информации номинируется как вариативная интерпретация действительности;
  • существуют эксплицитный (фокусирующий) и имплицитный (установочный) компоненты информации, размещение семантической информации именно в установочном компоненте становится важным способом влияния;
  • следствие из первых двух позиций состоит в том, что наличие разных планов содержания высказывания становится лингвистической предпосылкой вариативной интерпретации действительности.

Средствами вариативной интерпретации действительности, способными играть воздейственную роль, то есть оказывать психологическое влияние, могут быть:

  • выражения, подменяющие рациональную составляющую в построении образа эмоциональной, — метафоры, неологизмы, жаргонизмы;
  • лексическое отражение положения доминирования-подчинения;
  • синтаксические трансформации с изменением соотношения семантических полей;
  • изменение порядка слов в высказываниях, перефокусирующее внимание;
  • вопросы — установочные, риторические, в форме просьбы.

Известны работы Р. Бэндлера и Д. Гриндера о мета- и трансформационных языковых моделях, но наиболее удобна классификация Ю. И. Левина, представляющая средства вариативной интерпретации действительности следующим образом:

  • аннулирующее преобразование — умалчивание существенного;
  • фингирующее преобразование — введение лишнего;
  • индефинитизирующее преобразование — замена обобщенным;
  • модальное преобразование — привнесение гипотетичности.

Подводя итоги, можно констатировать, что вследствие действия механизма вариативной интерпретации вербальные средства влияния могут использоваться в целях контроля над сознанием и поведением адресата сообщения. Достигается это путем введения его в заблуждение без сообщения заведомо ложных сведений, а лишь с использованием семантических средств.
В рамках освещения характера вербальных средств влияния осталось рассмотреть в контексте вариативной интерпретации действительности следующие варианты:
1) внушение — как бесконфликтное принятие информации при снижении ее сознательного анализа и некритическом отношении, согласно представлениям В. М. Бехтерева, К. И. Платонова, Т. М. Дридзе и др., с опорой на механизмы:

  • фонетико-фонологический;
  • лексический;
  • синтаксический;
  • макроструктурный;

2) убеждение — как обращение к собственному критическому суждению путем отбора, логического упорядочивания фактов и выводов на основании личного опыта.
Иногда выделяется еще и информирование — как наиболее нейтральная для личности подача информации, когда внимание не фиксируется на задаче психологического влияния на человека и сохраняется иллюзия свободы определения отношения объекта к содержанию сообщения. Мы, однако, полагаем, что информирование не может быть отнесено к видам влияния, поскольку оно является сущностью процесса коммуникации, в качестве одной из составляющих общения, как контекста и способа влияния.
Все эти варианты вербального влияния представляют разнообразные возможности использования механизмов вариативной интерпретации действительности. Целью их применения, как правило, является сокрытие, камуфлирование коммуникативного намерения. Однако даже в наиболее нейтральном варианте — информировании, самостоятельность объекта в определении отношения является иллюзорной, поскольку сопутствующими условиями являются такие, как [95]:

  • недоступность разнообразных источников информации;
  • фрагментарность ее подачи;
  • отсутствие навыков анализа у объекта;
  • отсутствие критической установки в отношении конкретных источников;
  • недостаточно высокий уровень интеллекта объекта.

При этом для придания конкретного направления в формировании объектом выводов субъект использует такие приемы, как [76]:

  • обеспечение высокой плотности информации;
  • разнообразие информации;
  • глубина информации.

Итак, делая выводы из всего изложенного выше материала, мы можем констатировать, что при использовании вербальных средств психологического влияния чаще всего задействуются механизмы вариативной интерпретации действительности, предназначенные для достижения следующих целей:

  • скрытия коммуникативного намерения для реализации истинного, а не декларируемого;
  • создания приемлемого образа действительности;
  • структурирования аргументации для повышения убедительности аргументов.

Подводя итоги раздела, посвященного средствам психологического влияния, следует сказать, что в процессе воздействия они, в основном, применяются комплексно, в различных сочетаниях, вступая во взаимодействие и между собой. Понятно, что конечный продукт процесса психологического влияния предопределен сочетаемостью, взаимодополняемостью применяемых средств воздействия. Снижение ожидаемого эффекта возможно вследствие разных причин, к числу которых относятся и разного рода диссонансы, возникающие при использовании эклектичных, внутренне противоречивых средств воздействия. Продуктивность и глубина влияния различных групп средств зависят от характера психологических механизмов, находящихся в основе производимых эффектов. Вопрос конструирования различных средств для достижения конкретных целей деятельности будет рассматриваться в дальнейшем в разделах, посвященных методам и приемам психологического влияния.