Именно деятельность, в том числе деятельность общения, выступая в качестве активной формы взаимодействия индивидуума с социумом, помогает ему самостоятельно достигать цели, решать задачи и удовлетворять собственные потребности. Как известно, принятый в отечественной психологической науке деятельностный подход делает акцент на роли деятельности в развитии высших психических функций человека.
Основные ее элементы — мотивы, ею реализуемые; цели, которые определяют действия; и средства, способствующие получению результатов. Основными механизмами ее являются интериоризация и сдвиг мотива на цель, ключевым моментом — опосредование деятельностью развития сознания и личности человека. Сопутствующими ей эффектами выступают совершенствование психических процессов, обогащение чувственного опыта, соединение в единое целое чувственных образов, системы значений и личностных смыслов.
Выбирая между такими показателями эффективности деятельности, как качество и количество ее продукта, субъект деятельности обречен на определение собственной позиции, что заставляет его рефлексировать свои мотивы, цели, ценности и т. д. Именно необходимость рефлексии и выступает как один из факторов, стимулирующих развитие личности, возникновение психических новообразований. Понимание влияния характеристик деятельности на психические новообразования вовлеченных в нее субъектов существовало уже на практическом уровне. Существенным моментом является и то, что деятельность, как правило, реализуется в социуме, члены которого могут участвовать в ней, что позволяет говорить уже о совместной деятельности. При этом совместность деятельности оказывает влияние на:
Продукты же совместной деятельности становятся основой ее совершенствования.
В ситуации деятельности общения, взаимодействия, психологического воздействия их субъектом используются следующие возможности:
Осуществляется это влияние путем управления средствами и условиями, в которых и осуществляется деятельность. Теория и практика становления мотивационно-потребностной сферы личности демонстрируют специфику требований к деятельности, выступающей как воздействие. Так, формирование социальных навыков, установок и стереотипов предполагает необходимость воспроизведения, повторения подобных ситуаций. При этом важным фактором становятся социальные ориентиры, через которые определяется приемлемость того или иного поведенческого сценария, действий, поступков.
Итак, цели привлечения к организованной деятельности, используемой для оказания психологического влияния на индивидуума, предъявляют определенные требования к условиям ее осуществления:
Последняя позиция требует уточнения, которое касается весьма существенного аспекта деятельности, если рассматривать ее в контексте психологии влияния, и состоит в следующем. Известный психологический механизм перевода действий из внутреннего, идеального плана во внешний, реальный базируется на единстве сенсомоторных и эмоциональных компонентов. Он и создает основу для использования виртуальных, воображаемых действий в качестве составляющей при:
Такого рода возможности используются в рамках осуществления психологического влияния в поведенческой психотерапии и при проведении социально-психологических тренингов.
Итак, факторы, способствующие привлечению к совместной деятельности, в целях оказания на индивидуума психологического влияния могут иметь отношение к следующим ее характеристикам: