• Register

Классификация методов психологического влияния

«Благодаря силе общения... люди обретают чудодейственное свойство взаимовлияния...» — говорил А. Доде. На сегодняшний день существуют разные способы типизации и классификации вариантов психологического влияния по видам, типам, формам, методам, приемам. Они простираются от анализа, обобщения и классификации прецедентов до традиционного подразделения, принятого на практике, с опорой на легко поддающиеся рефлексии способы влияния — внушение, убеждение, заражение и подражание. При этом существование весьма значительной части возможных (и реально применяемых) методов влияния не принимается во внимание.
Существующие подходы к классификации весьма разнообразны, часто противоречивы и обладают неодинаковой ценностью, поэтому не станем их здесь подробно анализировать, а остановимся лишь на выверенных классификациях на основе сугубо научного подхода.
Классификации на основе строго научного подхода соотносятся со следующими факторами:

  • конкретными видами общественной практики;
  • конкретными объектами у Ю. А. Акулинина;
  • конкретными формами реализации приемов влияния.

Построены они, однако, в основном по принципу объединения всех
имеющихся вариантов типологий и классификаций. Даже наиболее корректные и убедительные классификации тем не менее отличаются как фрагментарностью информации, так и неминуемыми повторениями при перечислении по существу подобных, но по-разному обозначенных единиц, или компонентов. По этим причинам самым целесообразным, видимо, будет все же исходить при классификации вариантов влияния из анализа целей и задач, которые могут быть достигнуты в процессе оказания психологического воздействия, как предлагает Т. С. Кабаченко.

Итак, мы попробуем определить классы задач, основополагающих для психологического воздействия и классификации методов психологического влияния, для чего рассмотрим регуляторы активности человека как психологического феномена. Так, основные регуляторы активности человека описывались Е. А. Климовым в виде отображений отношений, субъекта и объектов. Главными факторами психической регуляции активности при этом выступают следующие субъективные модели, выделяемые на основе классификации.

1 Образы отношений — субъект-субъектных и субъект-объектных, включающие психические процессы, свойства и состояния личости:

  • направленность и характер как свойства личности;
  • ценностные отношения и мировоззрение;
  • эмоции и чувства;
  • мотивы и потребности;
  • психические и эмоциональные состояния.

2. Образ «Я» или «Я-концепция» субъекта и объекта, состоящая из следующих структурных компонентов:

  • концепция ценностных ориентации личности;
  • концепция номинаций личности;
  • концепция времени личности;
  • концепция пола личности;
  • концепция социума личности.

3. Образы действительности, ее объектов. То есть предметов, явлений, социокультурных процессов и систем:

  • чувственных образов, возникающих в результате работы органов чувств;
  • конкретных репрезентаций, возникающих в результате познавательных психических процессов представления памяти и представления воображения;
  • отвлеченных репрезентаций, возникающих в результате познавательных психических процессов — системы понятий; сложные схемы; алгоритмы действий.

Соответственно, задачи психологического влияния могут быть подразделены на две обширные категории по целям, которых они помогают достичь.

1. Изменение реальности:

  • субъект-субъектных отношений;
  • субъект-объектных отношений;
  • характеристика человека — психосоматических; психосоциальных; психоэмоциональных;
  • параметров предметной среды;
  • параметров информационной среды.

2. Оказание воздействия на процесс конструирования самих образов и моделей.
Для субъекта влияния, имеющего целью оказание эффективного воздействия, основной мишенью психологического влияния при этом становится сам процесс конструирования объектом влияния образов. Для решающего задачу оптимизации процесса влияния путем подбора адекватных методов первоочередным становится вопрос выбора стратегии и тактики воздействия. О стратегиях влияния — императивной, манипулятивной и развивающей — мы говорили выше, что касается тактики, то ее определение состоит в постановке задач, решая которые субъект влияния достигнет цели изменения психологических регуляторов активности объекта.
Выбор субъектом тактики влияния, таким образом, складывается из определения:

  • промежуточных целей влияния;
  • мишени влияния;
  • методов влияния.

Итак, теперь можно выделить влияющие на активность человека, актуализирующие ее, следующие группы факторов — психических феноменов:

  • обеспечивающие ориентировку в ситуации — модели действительности объекта;
  • инициирующие активность, побуждающие к ней, — источники активности объекта;
  • регулирующие активность, влияющие на реализацию побуждения, — проявления активности объекта;
  • создающие фон для реализации — фоновые состояния объекта.

Подводя итоги обсуждения возможной схемы классификации методов психологического влияния, остановимся на том, что все описываемые и применяемые на практике методы и приемы могут подразделяться по своей направленности на следующие группы:
1) влияющие на источники активности объекта — инициирующие активность;
2) влияющие на регуляторы активности объекта — регулирующие активность;
3) влияющие на модели действительности объекта — модифицирующие образы действительности;
4) влияющие на фоновые состояния объекта — модифицирующие состояния;
5) влияющие на операциональный состав деятельности объекта — модифицирующие деятельность.
Итак, в завершение теоретической части нашей работы мы коротко остановимся на классификации методов влияния в соответствии с решаемыми их посредством задачами и психологическими механизмами, лежащими в основе обеспечения и регулирования активности объекта влияния. Наиболее корректной нам представляется следующая классификация на основе представлений Т. С. Кабаченко.